Виды мер пресечения

Перечень мер пресечения содержится в ст. 166 УПК. К их числу относятся:

1) подписка о невыезде и надлежащем поведении;

2) личное поручительство;

3) передача военнослужащего под наблюдение командования воинской части;

4) отдача несовершеннолетнего под присмотр;

5) залог;

6) домашний арест:

7) заключение под стражу.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении заключается в отобрании от подозреваемого или обвиняемого письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения органа уголовного преследования или суда, не препятствовать расследованию и разбирательству дела в суде, в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс. В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым данной подписки к ним может быть применена более строгая мера пресечения, о чем должно быть объявлено при взятии подписки.

Эта мера пресечения основана на психологическом воздействии в отношении определенного лица как самим фактом данного им обязательства, так и возможностью применения более строгой меры пресечения в случае нарушения указанного обязательства.

Закон в данном случае не обязывает подозреваемого или обвиняемого проживать в месте производства по уголовному делу и не говорит об обязанности проживания по месту прописки. Речь идет о запрете выезда с места их постоянного или временного проживания. Подписывается обязательство обвиняемым, подозреваемым и лицом, его отобравшим, с указанием даты его отобрания. Обычно дата вынесения решения о применении меры пресечения является и датой отобрания подписки о невыезде и надлежащем поведении. Применяться данная мера начинает со дня непосредственного отобрания подписки и действует вплоть до обращения приговора к исполнению, если она не была отменена или изменена.

Подписку о невыезде и надлежащем поведении следует отличать от обязательства подозреваемого, обвиняемого о явке по вызовам органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора, суда. Обязательство о явке мерой пресечения не является и не запрещает выезд подозреваемого или обвиняемого с места своего жительства.

Личное поручительство – принятие на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства о том, что подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не скроются от органа уголовного преследования и суда, не будут препятствовать расследованию дела или рассмотрению его судом и не будут заниматься преступной деятельностью.

Эта мера пресечения применяется лишь по письменному ходатайству поручителей и с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.

Поручителями могут быть родственники подозреваемого, обвиняемого, его друзья или знакомые, которые заслуживают доверия в том, что их поручительство окажет на него сдерживающее и дисциплинирующее воздействие, препятствующее нарушению им своих процессуальных обязанностей.

Поручитель дает подписку о личном поручительстве, в которой он подтверждает, что ему разъяснены сущность подозрения или обвинения лица, в отношении которого он дает поручительство. Одновременно поручителю разъясняется его ответственность в случае совершения подозреваемым или обвиняемым лицом действий, для предупреждения которых была применена данная мера пресечения. Если это случится, то на каждого поручителя судом может быть наложено денежное взыскание в размере от 100 до 500 базовых величин в порядке, предусмотренном ст. 134 УПК. В случае ненадлежащего поведения обвиняемого или подозреваемого данная мера пресечения изменяется на более строгую по аналогии с подпиской о невыезде и надлежащем поведении.

Передача военнослужащего под наблюдение командования воинской части состоит в возложении на командование воинской части, соединения, начальника военного учреждения, где служат или проходят военные сборы подозреваемый или обвиняемый, обязанности по обеспечению их надлежащего поведения (ст. 122 УПК).

Даная мера пресечения является специальной, поскольку применяется она, во-первых, дознавателями воинских частей, соединений, гарнизонов, военных учреждений или следователями и прокурорами органов военной прокуратуры, или военным судом, во-вторых, только к подозреваемым или обвиняемым, являющимися военнослужащими или военнообязанными, призванными на военные сборы. В мирное время данная мера, как правило, применяется к солдатам, матросам, сержантам, старшинам.

Наблюдение командования воинской части состоит в принятии к подозреваемым или обвиняемым из числа лиц, проходящих службу или учебные сборы, мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Республики Беларусь, для того, чтобы обеспечить их надлежащее поведение и явку по вызовам органа, ведущего уголовный процесс. При избрании этой меры пресечения командованию воинской части сообщается о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения, вручается копия постановления или определения о применении указанной меры пресечения. Об установлении наблюдения командование воинской части письменно уведомляет орган, избравший эту меру пресечения.

Военнослужащие, в отношении которых избрана данная мера пресечения, лишаются на время ее действия права ношения оружия, постоянно пребывают под наблюдением своих начальников или лиц суточного наряда, не направляются на работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды. Такие лица не подлежат увольнению из расположения части в городской отпуск и не направляются в отпуск или в командировку.

В случае совершения подозреваемым или обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части обязано немедленно сообщить об этом органу, избравшему меру пресечения. За неисполнение надлежащего наблюдения на командование воинской части может быть наложена дисциплинарная ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а также администрации детского учреждения, в котором он находится, состоит в принятии на себя кем-либо из указанных в ч. 1 ст. 123 УПК лиц письменного обязательства обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого и его явку в орган уголовного преследования и суд. Эта мера пресечения избирается лишь по письменному ходатайству названных лиц. При этом они ставятся в известность о характере преступления и их ответственности в случае нарушения принятых на себя обязанностей по присмотру. К лицам, которым был отдан под присмотр несовершеннолетний, в случае невыполнения ими принятого обязательства могут быть применены меры взыскания; в частности, судом в порядке ст. 134 УПК может быть наложено денежное взыскание в размере от 100 до 500 базовых величин.

Залог заключается во внесении подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим лицом в республиканский бюджет денежных средств для обеспечения явки подозреваемого или обвиняемого по вызову органа уголовного преследования и суда.

При наличии условий, позволяющих избрать залог в качестве меры пресечения, как и в других подобных случаях, выносится мотивированное постановление либо определение, которое, в отличие от постановлений о вышерассмотренных мерах пресечения, во-первых, в обязательном порядке санкционируется прокурором или его заместителем, во-вторых, выносится только при условии полного возмещения причиненного преступлением имущественного вреда; в-третьих, залог не применяется в отношении обвиняемого или подозреваемого в совершении тяжких либо особо тяжких насильственных преступлений; в-четвертых, сумма залога определяется лицом, ведущим уголовный процесс, с учетом тяжести преступления, личности подозреваемого или обвиняемого, имущественного положения залогодателя, но не может быть менее 500 базовых величин.

Залогодержателю, если им не является обвиняемый или подозреваемый, разъясняется:

1) сущность подозрения или обвинения лица, в отношении которого применяется данная мера пресечения;

2) вид и характер обязательств, связанных с обеспечением надлежащего поведения обвиняемого или подозреваемого;

3) последствия их нарушения или невыполнения.

Залогодателю вручается постановление или определение, по которому он вносит залог.

В случае уклонения подозреваемого или обвиняемого от явки по вызову органа уголовного преследования и суда мера пресечения изменяется на более строгую, а залог обращается в доход государства по судебному решению. При прекращении дела залог возвращается залогодателю. Залог не может быть предметом конфискации.

Домашний арест – это изоляция подозреваемого или обвиняемого от общества без содержания его под стражей, но с применением правоограничений, определенных прокурором или его заместителем.

К таким мерам относятся:

1) запрет выхода из жилища полностью или в определенное время;

2) запрет телефонных переговоров, отправления корреспонденции и использования средств связи, за исключением случаев, предусмотренных п. 5 ст. 125 УПК, т.е. указанное лицо обязано отвечать на контрольные телефонные звонки или иные сигналы контроля, звонить по телефону в орган дознания в определенное время;

3) запрет общаться с определенными лицами и принимать кого бы то ни было у себя;

4) применение электронных средств контроля с возложением обязанности носить при себе эти средства и обеспечивать их работу;

5) установление наблюдения за подозреваемым или обвиняемым или его жилищем, а также охраной его жилища или отведенного ему в жилище помещения;

6) другие подобные меры, обеспечивающие надлежащее поведение и изоляцию подозреваемого или обвиняемого от общества.

Основания, условия, процессуальный порядок, сроки применения домашнего ареста аналогичны основаниям, условиям, процессуальному порядку и срокам заключения под стражу.

В отличие от мер пресечения, не связанных с лишением свободы, домашний арест допускается в отношении подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, за которое уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. Применять ее следователь или орган дознания могут только с санкции прокурора или его заместителя. Срок домашнего ареста может быть продлен.

При нарушении мер домашнего ареста эта мера пресечения прокурором или судом может быть изменена на меру пресечения в виде заключения под стражу.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения, в соответствии со ст. 126 УПК, состоит во временном лишении свободы подозреваемого, обвиняемого путем помещения его в места содержания под стражей на период производства по уголовному делу в связи с имеющимися законными основаниями в целях обеспечения надлежащего поведения этого лица.

Это самая строгая и в то же время достаточно применяемая на практике мера пресечения, которая ограничивает конституционные права и свободы человека. В соответствии со ст. 24 Конституции, государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случае и в порядке, установленными законом. Поэтому для применения данной меры пресечения требуются особо надежные гарантии. Так, в ст. 126 УПК закреплено, что данная мера пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. Исключение составляют следующие случаи. Во-первых, если лицом совершено тяжкое или особо тяжкое преступление, то эта мера пресечения применяется по мотивам одной лишь тяжести преступления, и, во-вторых, если это лицо не имеет постоянного места жительства на территории Республики Беларусь, не установлена его личность, либо оно скрылось от органов уголовного преследования или суда, то эта мера пресечения может быть применена за преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Следователь самостоятельно не может заключить лицо под стражу. Эта мера пресечения применяется только с санкции прокурора, а в стадии судебного производства – судом. Перед дачей санкции на заключение под стражу прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами дела и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого – во всех случаях. Право давать санкцию на заключение под стражу предоставлено Генеральному прокурору Республики Беларусь, прокурорам областей, города Минска, городов, районов, приравненным к ним прокурорам и их заместителям.

Если у заключенного под стражу остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, престарелые родители или другие иждивенцы, следователь обязан принять меры к передаче их на попечение родственников или других лиц либо к помещению их в детское или социальное учреждение. Кроме того, необходимо принять меры к обеспечению сохранности имущества заключенных под стражу. О принятых мерах письменно уведомляется подозреваемый или обвиняемый, и ему вручается копия протокола описи имущества.

В случае отказа прокурора в даче санкции на заключение под стражу повторное обращение за санкцией в отношении одного и того же лица одному и тому же делу возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, дающих основание для избрания данной меры пресечения. Также следует поступать при повторном применении данной меры пресечения после ее отмены судом.

Содержание под стражей при предварительном расследовании не может превышать двух месяцев. Прокурор района, города и приравненные к ним прокуроры или их заместители в случае невозможности закончить расследование в срок и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения могут продлить этот срок до трех месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено прокурором области, города Минска и приравненными к ним прокурорами и их заместителями до шести месяцев со дня заключения под стражу. Продление срока содержания под стражей свыше шести месяцев допускается лишь в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, совершивших преступления на территории Республики Беларусь и не имеющих постоянного места жительства в Республике Беларусь при наличии оснований полагать, что они могут скрыться от следствия и суда за пределы Республики Беларусь. Такое продление осуществляется заместителями Генерального прокурора Республики Беларусь до 12 месяцев, Генеральным прокурором – до

18 месяцев. Дальнейшее продление срока во время предварительного расследования не допускается, содержащийся под стражей обвиняемый подлежит немедленному освобождению, при этом применяется иная мера пресечения.

Срок содержания под стражей исчисляется со времени заключения подозреваемого или обвиняемого под стражу до передачи дела прокурору для направления в суд. В этот срок засчитывается время нахождения лица в местах лишения свободы, а также время принудительного пребывания в психиатрическом или ином лечебном учреждении с санкции прокурора или по решению суда.

При необходимости продления срока содержания под стражей следователь выносит постановление о возбуждении соответствующего мотивированного ходатайства и представляет его прокурору не позднее, чем за пять суток до истечения срока содержания под стражей, а при продлении названного срока более чем на шесть месяцев – за десять суток.

Необходимо помнить, что постановление о продлении срока содержания под стражей, как и постановление о заключении под стражу, может быть обжаловано в суд.

При повторном заключении под стражу подозреваемого по одному и тому же делу, а также по содеянному вместе с этим делом или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом ранее проведенного под стражей времени.

В случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с уголовным делом до истечения предельного срока содержания под стражей невозможно, Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе не позднее пяти суток до истечения этого срока возбудить ходатайство перед Председателем Верховного Суда Республики Беларусь о продлении срока содержания под стражей на время, необходимое для ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела.

Такое ходатайство Генерального прокурора рассматривается судьей Верховного Суда единолично с участием прокурора. По усмотрению суда в судебном заседании могут участвовать обвиняемый, его защитник, законный представитель обвиняемого.

После того, как уголовное дело будет направлено в суд, продление срока содержания под стражей осуществляется судом, в производстве которого находится уголовное дело. При этом вопрос о необходимости дальнейшего содержания обвиняемого под стражей рассматривается судьей в срок не более пяти суток со дня получения ходатайства, в результате чего судья своим постановлением продлевает срок содержания под стражей до окончания ознакомления с делом, но не свыше шести месяцев, или отказывает в ходатайстве Генерального прокурора и освобождает обвиняемого из-под стражи. После поступления дела в суд срок продлевается судом. При этом обвиняемый не может содержаться под стражей по делу, находящемуся в суде более шести месяцев, а по делам в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, – более 12 месяцев. По таким же правилам продлевается срок содержания под стражей судами второй инстанции при рассмотрении кассационных жалоб и протестов. Однако эти решения суда могут быть обжалованы в вышестоящий суд, решение которого является окончательным.

При возвращении дела в суд для нового рассмотрения после отмены приговора, по которому срок содержания обвиняемого под стражей истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей изменена быть не может, продление срока содержания под стражей производится судом, в производстве которого находится дело, в вышеизложенном порядке. По таким же правилам производится продление срока содержания осужденного под стражей судами второй инстанции при рассмотрении кассационных жалоб и протестов.

Если прокурор возвращает уголовное дело следователю для производства дополнительного расследования, по которому срок содержания обвиняемого под стражей истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей изменена быть не может, продление срока содержания под стражей производится прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах одного месяца, о чем прокурор выносит постановление. Дальнейшее продление указанного срока производится с учетом времени пребывания обвиняемого под стражей в пределах, установленных в ч.ч. 2, 3, 4 ст. 127 УПК.

В соответствии со ст. 143 УПК, жалобы на применение меры пресечения в виде заключения под стражу или продление срока содержания под стражей, домашнего ареста приносятся в суд лицом, содержащимся под стражей или находящимся под домашним арестом, его защитником или законным представителем через орган, ведущий уголовный процесс. Получив такую жалобу, администрация места содержания лица под стражей обязана в течение 24 часов с момента ее получения передать жалобу органу, ведущему производство по делу, о чем уведомляется лицо, подавшее жалобу, и прокурор. Следователь обязан в отношении заключенного под стражу в течение 72 часов с момента получения жалобы передать ее в суд с материалами, подтверждающими обоснованность и законность заключения под стражу или продления срока содержания под стражей, домашнего ареста. После направления жалобы в суд жалобы от других лиц не принимаются.

Судебная проверка законности и обоснованности заключения под стражу или продления срока содержания под стражей, домашнего ареста производится единолично судьей по месту расследования преступления, а определение или постановление суда о заключении под стражу, домашнем аресте или продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста – единолично судьей вышестоящего суда с участием прокурора.

Судья единолично обязан рассмотреть жалобу в срок не более 72 часов с момента поступления ее в суд. Рассмотрение жалобы производится в закрытом заседании с участием прокурора, защитника – если он участвует в деле, законного представителя несовершеннолетнего, содержащегося под стражей, и потерпевшего. Однако их неявка не является препятствием для рассмотрения жалобы. В необходимых случаях для участия в рассмотрении жалобы судья вправе вызвать содержащегося под стражей, находящегося под домашним арестом.

В результате судебной проверки судья выносит одно из постановлений:

1) об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и освобождении лица из-под стражи, домашнего ареста;

2) о продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста;

3) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Данное постановление судьи вступает в законную силу по истечении 24 часов с момента его вынесения. В этот срок постановление может быть опротестовано прокурором, а также обжаловано потерпевшим или его представителем в вышестоящий суд. Принесение протеста или подача жалобы приостанавливают исполнение постановления судьи. Если принято решение об отмене домашнего ареста, заключения под стражу или об освобождении из-под стражи, судья обязан избрать другую меру пресечения. Постановление судьи об оставлении жалобы без удовлетворения может быть обжаловано подозреваемым, обвиняемым, его защитником, потерпевшим и их представителями в течение 24 часов. Протесты и жалобы на постановление судьи рассматриваются вышестоящим судом в течение трех суток с участием прокурора. После вступления постановления судьи в законную силу его копия направляется прокурору и заявителю, а также администрации места содержания под стражей в случаях отмены заключения под стражу или освобождения лица из-под стражи, либо органу внутренних дел в случаях отмены домашнего ареста для исполнения.

Повторное обжалование не допускается.

Будет полезно почитать по теме: