Порт-Саид, Луксор

Порт-Саид – город с 500 тыс. человек населения. Он находится в 200 км от Каира. Наряду с Александрией – это морские ворота Египта. Город также представляет определенный интерес для туристов.

Долгие годы в Порт-Саиде находилась администрация Всеобщей компании Суэцкого канала, который был торжественно открыт 17 ноября 1869г. Двухэтажное здание администрации с тремя куполами является до нашего времени украшением города.

Порт-Саид строили европейцы, поэтому он не очень похож на другие древнеегипетские города.

На центральной площади находится обелиск в память защитников Порт-Саида. В 1956г. президент Насер объявил о национализации Суэцкого канала. Англия, Франция и Израиль высадили десант, бомбили город, чтобы восстановить свое господство над Суэцким каналом. Все население встало на защиту города. Английские и французские войска покинули Порт-Саид 22 декабря. Этот день стал национальным праздником Египта.

Одна из достопримечательностей Порт-Саида – Военный музей.

Есть также Национальный музей, открытый в 1986 г., где представлена культура египтян с дофараоновых времен до наших дней.

Главной достопримечательностью Порт-Саида является Суэцкий канал (длина – 1625 км, ширина – 350 м, глубина – 20 м). В районе Порт-Саида канал раздваивается. Канал сокращает путь из Европы в Южную Азию и Восточную Африку и приносит Египту доход свыше двух миллиардов долларов ежегодно.

В 1978 г. Порт–Саид был объявлен свободной экономической зоной. Товары значительно дешевле, но если они вывозятся в большом количестве, то на выезде берется пошлина.

Основные торговые кварталы примыкают к набережной канала. Дешевые товары можно купить на базаре («сук») в центре города. Есть торговые центры. Магазины обычно работают без выходных, обед с 14.00 до 17.00.

Луксор. Расположен на восточном берегу Нила, в 700 км южнее Каира. Сегодня в нем проживает 30 тысяч человек.

В середине второго тысячелетия до н.э. в эпоху Нового Царства здесь, в Верхнем Египте, была столица Древнего Египта, называвшаяся Фивы. XV век до н.э. – «золотой век» Фив. Египтяне называли этот город Уасет, упоминается он и в Библии под именем Но, Гомер в своей бессмертной «Илиаде» называет его «Стовратными Фивами». В самом центре Луксора сохранились великолепные памятники древней архитектуры, а недалеко от города – гробницы фараонов.

В Луксоре находятся два грандиозных храма – Луксорский храм Амона и Храм Амона в Карнаке. Это самый большой храмовый ансамбль в Египте. По своим размерам оба храма больше таких памятников архитектуры, как собор Святого Петра в Риме или церковь Святого Павла в Лондоне.

Луксорский храм – один из величайший храмов мира. Посвящен он богу солнца Амону. Храм меньший по размеру, чем в Карнаке, что в трех километрах от Луксора. Это второй по значению и размерам храм Древнего Египта и наиболее гармоничное и законченное храмовое сооружение периода Нового царства. Луксорский храм – один из наиболее прославленных египетских памятников.

Строили храм многие зодчие в течение нескольких веков, среди которых были братья-близнецы Гори и Сути. Главную роль в строительстве сыграл зодчий Аменхотеп, сын Хапу, по прозвищу Хеви. Он был придворным архитектором фараона Аменхотепа III.

Луксорский храм представляет собой довольно сложный архитектурный ансамбль, так как строился он долгое время, и в нем отразились многие эпохи из истории Египта. В общий ансамбль храма включен и храм Александра Македонского, который добился от египтян своего обожествления, объявив себя сыном бога Амона. Сохранилась христианская часовня первых веков нашей эры. В некоторых местах изображения древних богов соскоблены и заменены на коптские надписи.

После того как Египет был завоеван арабами, мусульманская религия нашла свое отражение в этом храме Луксора в виде мусульманской мечети Абу-эль-Хагаг, стоящей на крыше древнееги­петского храма. В то время, когда строилась эта мечеть, храм был полузасыпан, и поэтому выступающая из песка его верхняя часть использовалась в качестве фундамента.

Луксорский храм имеет прямоугольную форму и ориентирован с севера на юг вдоль берега Нила. Длина главного здания – 190 м. Его широкий открытый двор площадью 45×51 м обрамляют сдвоенные ряды колонн 20-метровой высоты в виде связок папируса. К северной стороне двора примыкает гигантская центральная колоннада из 14 монументальных совершенных по пропорциям колонн, которая осталась недостроенной. Капители колонн украшены цветком папируса, но на колоннаде двора цветок изображен в виде бутона, а на колоннаде центрального прохода – распустившимся. Вход в святилище ведет через соединенный со двором великолепный вестибюль с тридцатью двумя колоннами в виде связок папируса.

Главной характерной особенностью этого Луксорского храма являются гигантские колоннады. Всего в храме 151 колонна. Так, в девяти залах храма находится 41 колонна, в вестибюле – 64, а в центральной колоннаде – 14. Храм очень монументален, он напоминает собой заросли гигантских каменных папирусов.

На стенах храма сохранились многочисленные рельефы на тему жизни фараона Аменхотепа III. Все рельефные композиции составляют единое целое с архитектурным пространством храма.

При одном из самых могущественных и знаменитых фараонов – Рамзесе II Великом зодчий Бекенхонсу существенно расширил Луксорский храм. Был возведен новый пилон, северный вход, перед которым стояли шесть статуй Рамзеса II, из которых четыре выполнены из розового гранита и изображают фараона стоящим, а две из черного гранита – сидящим. В этот же период были возведены открытые колоннады двора с 74 колоннами, у подножия которых возвышались статуи фараона. Один из двух гранитных обелисков, установленных перед Луксорским храмом, был вывезен в XIX в. во Францию и теперь стоит на площади Согласия в Париже.

В 663 г. до н.э., после разрушения Фив ассирийцами во главе с царем Ашшурбанипалом, от храма осталось совсем немного. При фараонах XXI династии столица Египта была перенесена из Фив в Нижний Египет, в дельту Нила. Луксор лежал в развалинах и заносился песком до 30-х годов XX в. В это время археологи начали расчистку его руин.

Другой – Карнакский храм – еще более грандиозное сооружение, а Карнак – один из самых популярных туристических маршрутов.

Этот храм назывался в древности Ипет-Сут и долгое время был официальным святилищем Египта. Все фараоны эпохи Нового царства заботились о храме, обустраивая его и украшая. Для этой работы привлекались лучшие зодчие, скульпторы и художники страны. Строился храм несколько столетий при нескольких поколениях фараонов.

Как и в Луксоре, Карнакский храм был посвящен богу Амону, признанному ипостасью бога Солнца Ра.

Храм Амона в Карнаке – грандиозный архитектурный комплекс. К началу периода Нового царства в Карнаке уже существовал небольшой храм в честь бога Амона. Во времена правления Фараона Яхмоса I храм был украшен колоннами из кедра и драгоценной утварью – вазами для благовоний, сосудами и жертвенниками из розового гранита, лазурита, малахита, золота и серебра. Но крупное строительство развернулось только в правление фараона Тутмоса I, когда перестройкой храма руководил выдающийся зодчий Инени. К сожалению, построенный им монументальный колонный зал не сохранился, т.к. был разрушен в результате последующих переделок. При преем­никах Тутмоса I, при фараонах XVIII династии, храм продолжали строить и расширять. Особенно большие работы проводились во времена правления царицы Хатшепсут. Она приказала разобрать колонный зал, а вместо него воздвигнуть «обелиски царицы Хатшепсут» тридцатиметровой высоты, высеченные из асуанского гранита. Их украшали навершия из электра – сплава золота и серебра. Всеми работами руководил придворный зодчий царицы – Сенмут, построивший и один из пилонов храма. Естественно, преемник царицы Тутмос III приказал уничтожить все, построенное предшественницей, а сам начал строительство нового здания храма. В этом здании особенно изысканным оформлением отличался «Зал Анналов», в котором Тутмос III приказал высечь на стенах многочисленные рельефы и тексты, посвященные его военным подвигам.

В наши дни храм Амона в Карнаке находится в руинах.

Храм Амона – вытянутый прямоугольник. Окружает его массивная стена, к воротам которой ведут две дороги: одна – со стороны Нила, другая – из Луксора. По их сторонам находятся «аллеи сфинксов» – два ряда сфинксов с головами баранов, ведь именно баран является символом бога Амона. Туристы попадают на территорию храма и в его внутренние помещения через десять ворот-пилонов, которые сооружены в виде массивных порталов с двумя монументальными башнями по бокам. Башни пилонов сужаются кверху и увенчиваются карнизом. Интересно, что каждый из пилонов был возведен в правление одного из фараонов. Когда-то на пилонах стояли мачты из кедра с развевающимися на них флагами.

Центральный пилон главного храма имеет высоту 44 метра, ширину – 113 метров, а толщина его стен – 15 метров. За ним расположен широкий внутренний двор, окруженный колоннадой. Перед входом в храм – руины вестибюля, перед которым в древности стояла колоссальная статуя Тутмоса III. От вестибюля к Нилу идет колоннада из двух рядов колонн высотой в 20 метров с капителями в виде цветков папируса. Колонн двенадцать, а первоначально было четырнадцать – на их месте при фараоне Хоремхебе был сооружен пилон.

Далее идет пилон с гигантскими статуями фараонов перед ним, затем – сумрачные помещения и залы, а потом следует Большой гипостильный зал – главное святилище Амона. Сооружение этого зала началось еще во времена фараона Хоремхеба, но свои окончательные размеры и архитектурное убранство он приобрел только при фараонах XIX династии – Сети I и Рамзесе II Великом. Колонный гипостильный зал фараона Сети I – самое впечатляющее в храме. Отличается этот зал гигантскими масштабами сооружений и необыкновенной пышностью декоративного убранства. Площадь зала – 5 тыс. кв. м, высота в свое время достигала 24 м. Крышу его поддерживали шестнадцать рядов колоссальных колонн, а именно 134 колонны. Самые большие из них – высотой 20,4 м, а самые малые – 3,57 м. Колонны центрального нефа с капителями в виде распустившихся папирусов высотой 19,2 м, а колонны боковых проходов в виде нераспустив­шихся папирусов – 4,7 м. Стены и колонны гипостильного зала покрывали многочисленные цветные рельефы, общая площадь которых составляла 24,3 тыс. кв. м. Кроме того, детали и стен, и колонн были покрыты тонкими листочками золота.

В этом зале были установлены колоссальные монолитные статуи царей, среди которых выделяются статуи фараона Рамзеса II Великого и его жены Нефертари. Среди росписей часто встречаются изображения скарабея – священного жука, символизировавшего в Древнем Египте вечный процесс смерти и возрождения.

Большой гипостильный зал строили зодчие Иуп и его сын Хатиаи.

Колонны «Зала Анналов», расположенного по главной оси храма, увенчаны либо цветком лотоса, либо цветком папируса. Это геральдические эмблемы Древнего Египта: папирус считался символом Нижнего Египта, а лотос – Верхнего. Гладкие стволы колонн сплошь покрыты рельефами ритуального и исторического содержания и иероглифическими надписями.

Росписи потолка и перекрытий имитировали синеву неба, усеянного золотыми звездами. К сожалению, до наших дней крыша не сохранилась, и остатки зала находятся под открытым небом.

С южной стороны храма находится Священное озеро, и на нем пристань, к которой причаливали сделанные из кедра священные ладьи со статуями великой триады богов, – бога Солнца Амона-Ра, его супруги богини неба Мут (Нут) и их сына Хонсу, бога Луны.

К южной части храмового ансамбля примыкают храмы богини Мут и бога Хонсу. В древности их окружали обширные «священные сады». Аллея сфинксов с бараньими головами ведет от него к другому великому храму Египта – храму Амона-Ра в Луксоре.

Каждый вечер в Карнакском храме, как и у пирамид Гизы, проходит представление «Звук и свет».

Осмотр Луксора занимает целый день. На левом берегу – «город мертвых», погребальные храмы фараонов. 2 каменные фигуры (по 20 м) – «колоссы Мемнона» – изображают фараона Аменхотепа III и были поставлены в 1400 г. до н.э. Из Луксора 2 сфинкса были привезены в Петербург и поставлены перед зданием Академии художеств. В 1927 г. до н.э. во время землетрясения отвалилась верхняя часть одной из статуй. После этого на восходе начал исходить звук. Это продолжалось в течение двух веков. Римский император Септимий восстановил статую.

Хорошо сохранился храм царицы Хатшепсут. Находится он в Дейр-эль-Бахри. Храм – нетрадиционный в виде трех террас, одна над другой.

Можно посмотреть также недалеко от Луксора Долину Царей или Долину Фараонов.

В горах на западном берегу Нила открываются небольшие долины, из которых самая известная – Долина Царей. История ее начинается с XVIII-й династии, с фараона Тутмоса I. В ней 42 гробницы. В отличие от Фараонов Древнего царства, чья столица находилась в Мемфисе, фивские фараоны времен Нового царства не строили пирамид. Гробницы вырублены в скалах и тщательно замурованы, но уже в древние времена большинство их было разграблено. Только гробница Тутанхамона, найденная в 1922г., была нетронутой. Гробницы украшены чудесными росписями с изображениями сцен религиозной жизни Древнего Египта.

Сокровища были так многочисленны, что потребовалось пять лет на их описание и перевозку в Каир.

Долина Цариц и принцесс. Расположена примерно в полутора километрах от долины фараонов. Найдено около 57 гробниц, среди которых гробница Нефертари, которая является самой красивой в долине цариц.

4 ноября – праздник города Луксор. В это время проходит фестиваль искусств. Весь ноябрь в городе выступают фольклорные коллективы.

Будет полезно почитать по теме: