Законодательство о товарных знаках

Источниками права в сфере товарных знаков являются законы, ведомственная и судебная практика, нормы международных соглашений. В каждой из стран соотношение между этими источниками неодинаково.

В большинстве стран под влиянием процессов глобализации прошел или идет интенсивный процесс обновления законодательства о товарных знаках. В настоящее время в Германии действует Закон о товарных знаках от 1994 г. (с 1 января 1995 г.); во Франции - Кодекс интеллектуальной собственности, в котором товарным знакам, знакам обслуживания и другим отличительным обозначениям посвящен т. VII; в Великобритании - Закон о товарных знаках 1994 г.; в Швейцарии - Закон о товарных знаках 1993 г.; в США действует Закон о товарных знаках 1995 г.

Международные соглашения занимают важное место в системе законодательства о товарных знаках. Среди многосторонних соглашений здесь особое значение имеет Парижская конвенция, содержащая ряд специальных норм по правовому режиму товарных знаков: к ним относятся нормы о независимости знака от его регистрации в других странах; о круге знаков, исключаемых из объектов регистрации; предоставление охраны общеизвестным знакам; распространение охраны на знаки обслуживания и т.д.

Важную роль в охране знаков играют Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. и Ниццское соглашение о международной классификации изделий и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 г. Основная цель Мадридского соглашения состоит в том, чтобы облегчить владельцам знаков из каждой страны-участницы соглашения во всех остальных странах правовой охраны на знаки путем международной регистрации их в Международном бюро. Ниццским соглашением введена единая классификационная система изделий и услуг, которую страны-участницы обязуются применять. Явные преимущества международной классификации обусловили ее применение и теми государствами, которые не присоединились к Ниццскому соглашению.

Будет полезно почитать по теме: