Приоритеты внешней политики

С учетом вышесказанного, во внешней политике основными приоритетами должны быть следующие:

Поддержание стабильности в мире и в отдельных регионах, прежде всего по границам России в отношениях со странами ближнего зарубежья, а также Европы и Азии, сохранение и развитие с ними взаимовыгодных торгово-экономических связей, ликвидация межнациональных конфликтов, обеспечение гражданского мира.

Цивилизованная защита прав русскоязычного и российского населения в странах ближнего зарубежья и других странах.

Внешняя политика России должна формироваться в рамках общей политики национальной безопасности на основе соблюдения международного права, приверженности целям и принципам Устава ООН.

При определении приоритетов внешней политики необходимо учитывать ряд стратегических моментов:

дальнейшее развитие стабильных партнерских отношений со странами и военно-политическими организациями Запада, в первую очередь с США;

практическое продвижение в направлении формирования в Европе качественно новой системы коллективной безопасности, отвечающей интересам всех участников общеевропейского процесса;

создание условий для интеграционных тенденций в рамках СНГ и распространение их на область политики, обороны и безопасности с перспективой формирования системы коллективной безопасности и оборонительного союза ;

локализация и урегулирование конфликтов на Северном Кавказе, Закавказье и Таджикистане;

нормализация положения русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии.

Внешняя политика должна быть направлена на решение трех блоков проблем: экономических, социальных и военно-политических.

Применительно к экономическим проблемам внешнеполитическая деятельность должна стимулировать повышение благосостояния населения и устойчивое экономическое развитие, включая укрепление позиций России в системе международного экономического рынка.

В социальной сфере внешняя политика должна быть направлена на обеспечение стабильности, формирование системы управления конфликтами и кризисами и разрешения возникающих противоречий мирными средствами, в особенности нейтрализацию межнациональных противоречий на основе сплачивающих народы России общенациональных ценностей, а также создание необходимых внешнеполитических структур, учитывающих этническую специфику нашего государства.

Задачи внешней политики в военно-политической сфере призваны обеспечить суверенитет и независимость России, а также безопасность живущих на ее территории народов.

В новых условиях военное строительство должно осуществляться не на основе «стационарной» военной доктрины, а с учетом динамичного комплекса концепций (принципов), которые в случае необходимости можно было бы оперативно реформировать в соответствии с новыми условиями.

Новая политика национальной безопасности России во внешней сфере требует реформирования механизма практической деятельности как исполнительной, так и законодательной власти. Требуется создать такой механизм адекватной и эффективной реализации политики национальной безопасности, который позволял бы России выступать с единых позиций, добиваться достижения согласованных целей, последовательно обеспечивать защиту национальных интересов.

В краткосрочном (2–3 года) плане необходимы:

ликвидация вооруженных межнациональных конфликтов в непосредственной близости от границ РФ;

достижение договоренности о едином экономическом и оборонном пространстве с государствами Содружества;

окончательное урегулирование проблем, связанных со статусом русскоязычного населения в странах Балтии и государствах СНГ.

В среднесрочном (5–10 лет) плане:

укрепление отношений со странами Содружества, координация с ними действий внешнеполитического характера, содействие интеграционному процессу;

стабилизация отношений с Литвой, Латвией и Эстонией;

достижение приемлемого для России компромисса в отношениях с Японией;

урегулирование со всеми сопредельными странами вопроса о государственных границах;

устранение дискриминационных мер по отношению к России в области международной торговли;

нормализация отношений с Пакистаном и Афганистаном. Недопущение проникновения исламского фундаментализма на территорию Российской Федерации;

сохранение нормальных отношений со всеми государствами мира, и в первую очередь с США, доведение их до уровня реального (а не декларированного, т.е. вербального) партнерства;

нормализация отношений со странами Центральной и Восточной Европы, перевод их на уровень взаимовыгодного сотрудничества.

В долгосрочном (15–20 лет) плане:

содействие укреплению общей стабильности в мире путем создания региональных систем коллективной безопасности, укрепления ООН, ОБСЕ и других международных организаций;

выход в число передовых постиндустриально развитых государств мира.

Главными экономическими и политическими партнерами России остаются сегодня страны Европы. В этой связи Россия должна продолжать активное взаимодействие с ЕС, Советом Европы, участвовать в других европейских структурах. Как подчеркивал В. Путин 12 июля 2002 года: «В работе с европейцами у нас появились некоторые новые ориентиры. В повестку дня кроме проблем безопасности и традиционных торгово-экономических вопросов уже прочно вошли и долгосрочное энергетическое взаимодействие, и высокотехнологические, инновационные проекты. Хорошо известно: европейские партнеры не приемлют абстрактной дипломатии. Все их дипломатические шаги подчинены достижению конкретных результатов. И нам в свою очередь нельзя забывать, что здесь основная задача России – это непосредственное участие в формировании единого экономического пространства. При этом прошу четко определиться с допустимой границей компромисса. В этом же контексте вести диалог о проблемах Калининградской области в связи с предстоящим расширением ЕС. Повторю: согласование позиций и компромиссные решения возможны. Но не за счет интересов нашей страны и прав наших граждан» .

Изменение геополитической и геоэкономической обстановки позволяет по-новому взглянуть и переосмыслить отношения с развивающимися странами. Это уже не «третий мир», ищущий свой путь между двумя глобальными геополитическими блоками, а конгломерат стран, связанных региональными узами, и ориентирующийся на государства, способные удовлетворить их национальные интересы. В новых международных условиях роль России должна быть уже иной – не «сверхдержавы», а крупного, экономически стабильного государства, оказывающего помощь другим странам, в том числе в ликвидации чрезвычайных ситуаций, стабилизирующего обстановку не только в Европе, но и в мире.

Что касается сферы внешней безопасности, то приоритетными направлениями для России являются:

развитие системы двусторонних и многосторонних договоренностей между государствами об отказе от силовой политики, имея в виду исключение применения военной силы или угрозы ее применения;

сдерживание конкретных военных угроз преимущественно в рамках систем коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях; создание системы коллективной безопасности и общего военно-стратегического пространства СНГ на основе имеющихся двусторонних соглашений и многостороннего Договора о коллективной безопасности 1992 года;

противодействие попыткам перенести центр тяжести в вопросах обеспечения безопасности на организации, в которых Российская Федерация реально не представлена;

совершенствование существующих и создание новых эффективных механизмов контроля за нераспространением оружия массового поражения и средств его доставки;

продолжение процесса ядерного разоружения при приоритете национальных интересов в развитии ядерного комплекса, вовлечение в этот процесс третьих государств;

недопущение подрыва стратегической стабильности и нанесения ущерба безопасности Российской Федерации за счет нарушения или одностороннего пересмотра международных соглашений в этой области.

Отдавая приоритет в решении проблем внешней безопасности политико-дипломатическим и иным мирным средствам, Российская Федерация в полной мере обладает правом на вооруженную защиту своих жизненно важных интересов, на индивидуальную и коллективную оборону, предусмотренную Уставом ООН, в случае агрессии против нее или ее союзников.

Будет полезно почитать по теме: