Человеческий фактор в технике

При обеспечении безопасности технических систем, исключительное внимание должно уделяться роли человеческого фактора, а следовательно, и роли уровня подготовки к профессиональной деятельности, в том числе и в сфере обеспечения безопасной эксплуатации технических систем. Эта роль обычно определялась следующими моментами:

-         специалист проектирует, создает и эксплуатирует опасные, критически важные объекты;

-         оператор выступает в роли инициатора и первопричины многих аварийных и катастрофических ситуаций на потенциально опасных объектах;

-         оператор, персонал и население в большинстве случаев оказываются жертвами или пострадавшими при возникновении и развитии аварий и катастроф.

Человеческий фактор, как один из важнейших в безопасности, в последние годы стал предметом таких направлений фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, как биомеханика, эргономика, медицина катастроф, психология и физиология человека в чрезвычайных ситуациях, математическое и физическое моделирование системы «человек-машина-среда», диагностика и реабилитация операторов.

Соотношение роли человеческого фактора и роли нормирования, определенное по результатам анализа аварий и катастроф для строительного комплекса, авиации и атомных электростанций (АЭС), показано на рис. 8. Аварии и катастрофы в строительном комплексе в значительной степени (более 70%) связаны с человеческим фактором – ошибками, браком, несоблюдением производственной дисциплины при проектировании, строительстве и эксплуатации.

Рис. 8. Степень влияния человеческого фактора на возникновение ЧС

В авиации (особенно военной) роль человеческого фактора еще выше, чем в строительстве. Более 80-85% аварий и катастроф связаны с человеком – пилотами и диспетчерами. Это объясняется быстрым прогрессом в авиационной технике, чрезмерной изменчивостью ситуаций в полете, в боевых и тренировочных действиях, высокими скоростями и маневренностью полетов, ограниченным временем оценки ситуаций и принятия решений.

Так как объекты ядерной энергетики представляют потенциальную опасность, для атомных электростанций изначально была разработана концепция снижения роли человеческого фактора при возникновении аварийных ситуаций.

Аналогичные результаты были достигнуты в ракетно-космической технике. Однако при масштабных авариях на АЭС, когда происходило расплавление активной зоны, на ракетно-космических системах, на магистральных трубопроводах, на транспорте значение человеческого фактора оказывалось одним из определяющих.

Анализ чрезвычайных ситуаций показывает, что человеческий фактор может иметь важное значение для возникновения аварий и катастроф на всех стадиях жизненного цикла потенциально опасных объектов техногенной сферы – при проектировании, изготовлении и эксплуатации.

Важными моментами, существенно увеличивающих роль человеческого фактора в проблемах защищенности промышленных объектов стали:

-         недооценка на федеральном, региональном, отраслевом и объектовом уровнях роли фундаментальных и прикладных исследований по комплексным вопросам защищенности от аварий и катастроф;

-         значительное ухудшение социально-экономического положения научно-технических, производственных, надзорных работников и спасателей, непосредственно участвующих в решении этих проблем;

-         недостаточная ориентация системы подготовки и переподготовки населения, специалистов и руководителей на возрастание роли обеспечения защищенности критически важных объектов, как важного элемента обеспечения национальной безопасности.

Будет полезно почитать по теме: