Цели, задачи, принципы, методы и функции маркетинга

Главная цель маркетинга - ориентация на потребителя. Компании (предприятия) достигают успеха в хозяйственной и коммерческой деятельности только тогда, когда их целью становится удовлетворение нужд потребителя. Вместе с тем цель маркетинга - не только увеличить спрос, но и пытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению.

Целевая ориентация маркетинга - постановка целей в соответствии с ориентацией конечных результатов производства с реальными требованиями и пожеланиями потребителей.

Маркетинговые цели - результат анализа информации о состоянии товарных рынков и прогнозах их развития на конкретный период и оценки собственных экспортных возможностей предприятия. Поэтому определение маркетинговых целей обязательно опирается на систематическое комплексное изучение внешних товарных рынков, их тенденций и перспектив, требований покупателей.

Цели маркетинга складываются из трех составляющих: цели общества, цели предприятия и цели маркетинга предприятия.

Целями общества в области экономики потребления по Котлеру являются:

- достижение максимально высокого уровня потребления;

- достижение максимальной потребительской удовлетворенности;

- предоставление максимально широкого выбора товаров;

- повышение качества жизни;

- сохранение и укрепление благополучия потребителей.

В соответствии с целями общества осуществляется государственное регулирование. Эти цели показывают фирмам направления работы, помогают принимать решения, наиболее благоприятствующие развитию бизнеса.

Цели предприятия:

- возвращение капиталовложений;

- оплата труда персонала;

- социальные обязанности перед обществом;

- получение прибыли (для коммерческих предприятий).

Если предприятие производит товары и стремится развивать свой бизнес, оно должно учитывать эти цели.

Цели маркетинга предприятия:

- удовлетворение требований потребителей;

- достижение превосходства над конкурентами;

- завоевание доли рынка;

- обеспечение необходимого предложения товаров.

Проводимые фирмой маркетинговые мероприятия должны согласовываться с целями маркетинга.

Основные задачи маркетинга - изучение рынка, спроса, вкусов и желаний потребителей, приспособление производства к этим требованиям; выпуск товаров, отвечающих спросу, воздействие на рынок и общественный спрос в интересах фирмы.

Принципы маркетинга– это основные исходные положения теории и практики маркетинга, направленные на формирование убеждений и взглядов всех участников маркетингового процесса.

К основным принципам маркетинга относятся: нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности, концентрация исследовательских, производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности, направленность предприятия на долговременный результат маркетинговой работы, применение стратегии и тактики приспособления к требованиям потенциальных покупателей с целенаправленным воздействием на них.

Реализация принципов маркетинга осуществляется как последовательная направленность рыночных усилий на удовлетворение потребностей покупателей, достигаемая с помощью специфических средств и методов.

Средства и методы маркетинга являются результатом научного и практического поиска теоретиков и практиков маркетинга, направленного на повышение эффективности производственной и коммерческой деятельности.

Методы маркетинга - анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия, анализ потребителей как реальных, так и потенциальных, изучение существующих и планирование будущих товаров, планирование товародвижения и сбыта, обеспечение формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС), обеспечение ценовой политики, удовлетворение технических и социальных норм страны, для которой производит товары предприятие, управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Основные методы маркетинга

Рассмотрим основные методы маркетинга подробнее.

Методы маркетинга заключаются в том, что проводятся:

- анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей;

- анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;

- изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т.д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка (экспорта);

- планирование товародвижения и сбыта, включая создание (при необходимости) соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами и/или агентских сетей;

- обеспечение формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов;

- обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении “технологии” использования цен, кредитов, скидок и т.д.;

- планирование и обеспечение конкурентоспособности своего товара;

- удовлетворение технических и социальных норм своей страны, что означает обязанность обеспечить должную безопасность использования товара и защиты окружающей среды, соответствие морально-этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара;

- управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.

Оценивая тот путь, который прошел в XX в. маркетинг, можно выделить его основные функции:

- аналитическая, включающая в себя комплексное исследование рынка и анализ внутренней среды фирмы;

- товарно-производственная, связанная с разработкой рекомендаций по созданию товара и оценкой его конкурентоспособности;

- сбытовая, заключающаяся в осуществлении товарной и ценовой политики, организации сбыта и продвижении товара;

- организационная, связанная с организацией маркетинговых служб на фирмах, планированием и контролем маркетинга.

В качестве субъектов маркетинга выступают производители и организации обслуживания, оптовые и розничные торговые предприятия. Субъектами маркетинга выступают и специалисты самых разных сфер деятельности:

- специалисты по проведению маркетинговых исследований (социологи, демографы, психологи, этнографы);

- программисты и математики;

- специалисты по проведению рекламных кампаний;

- специалисты по организации товародвижения (транспортники, экспедиторы, логистики);

- экономисты, статистики;

- специалисты по снабжению и сбыту и т.д.

Будет полезно почитать по теме: