Понятие, виды и носители маркетинговой информации

Информация в системе маркетинга имеет ключевое значение, поскольку любая маркетинговая деятельность основывается на анализе ситуации, которая складывается на конкретных товарных рынках. Большинство маркетинговых мероприятий и исследований рынка носит информационный характер, например, изучение конкурентного спроса на товары, исследование рынка сбыта, учет мнений и требований потребителей об ассортименте и качестве товаров и услуг, их отдельных свойствах.

Одними из самых ответственных этапов маркетингового исследования, во многом определяющими его результативность, являются сбор и обработка маркетинговой информации. Маркетинговая информация - это цифры, факты, сведения и другие данные, характеризующие рыночные процессы и явления и необходимые для обеспечения аналитических и прогнозных потребностей маркетинга.

Сбор информации в маркетинговом исследовании - сбор первичных маркетинговых данных с помощью опроса, наблюдения, эксперимента, имитационного моделирования, а также сбор вторичной маркетинговой информации с помощью анализа документов.

Рассмотрим основные признаки классификации маркетинговой информации (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Классификация маркетинговой информации

Признак классификации

Вид маркетинговой информации

Период времени, к которому относятся сведения

·      Историческая

·      Текущая

·      Прогнозная

Отношение к этапам принятия маркетинговых решений

·      Констатирующая

·      Поясняющая

·      Плановая

·      Информация, используемая при контроле маркетинга

Возможность численной оценки

·      Количественная

·      Качественная

Периодичность возникновения

·      Постоянная

·      Переменная

·      Эпизодическая

Источники информации

·      Первичная

·      Вторичная

Назначение

·      Справочная

·      Рекомендательная

·      Нормативная

·      Сигнальная

·      Регулирующая

Первый признак классификации маркетинговой информации определяется в соответствии с периодом времени, к которому относятся получаемые сведения и данные; различают такие виды информации, как историческая, текущая, прогнозная.

Историческая информация формирует представление об условиях и результатах деятельности предприятия в предшествующем периоде. Текущая информация отражает оперативное состояние бизнеса. Прогнозная информация представляет результат вероятностной оценки позиций предприятия в обозримой перспективе.

Второй признак классификации маркетинговой информации находится в соответствии с отношением к этапам принятия маркетинго­вых решений; при этом выделяются такие виды маркетинговой информации, как констатирующая, поясняющая, плановая; информация, использованная при контроле или ревизии маркетинга.

Констатирующая информация содержит данные о состоянии объектов маркетингового воздействия. При накоплении информации данного вида необходимо использовать следующие системные признаки:

- классификация, предусматривающая подчинение аспектов описания целям исследования;

- информационное единство, предполагающее, что исходные параметры, производные и обобщенные показатели должны одинаково оценивать господствующие тенденции изменений изучаемого объекта;

- согласование критериев, требующее увязки оценки состояния объекта на разных уровнях обобщения полученных данных.

Поясняющая информация дает возможность сформулировать представление о факторах и причинах, обусловливающих те или иные изменения в системе маркетинга.

Плановая информация применяется в ходе разработки и принятия решений о целях, стратегии и программах маркетинга.

Информация, используемая при контроле маркетинга, охватывает аспекты, связанные с контролем текущей деятельности предприятия (анализ возможностей сбыта, доли рынка, оценка исполнения бюджета маркетинга и др.), а также ревизией маркетинговой стратегии.

Третий признак классификации маркетинговой информации связан с возможностями число-вой оценки полученных данных; различаются такие виды информации, как количественная и качественная.

Количественная информация позволяет выразить в конкретных числовых величинах сведения о состоянии исследуемых рыночных объектов: емкость рынка, доля рынка, степень влияния доходов различных групп потребителей на спрос, размеры инвестиций, бюджет маркетинга, индекс цен и т.п.

Качественная информация позволяет описать состояние исследуе­мых объектов в качественных характеристиках: состав потребителей по полу и возрасту, социальному положению и месту жительства, способы приобретения товаров и характер потребительского поведения.

Четвертый признак классификации маркетинговой информации связан с периодичностью возникновения и получения рыночных данных; информация делится на постоянную, переменную и эпизодическую.

В противоположность постоянной информации, отражающей стабильные и длительное время не меняющиеся факторы рыночной среды, переменная информация показывает фактические количественные и качественные характеристики функционирования как маркетинговой системы в целом, так и ее отдельных элементов. Эпизодическая информация формируется по мере необходимости, например, если понадобятся дополнительные данные о конкурентах и оценки возможности изменения цен реализуемых товаров.

Пятый признак классификации маркетинговой информации реализуется в соответствии с источниками получения информации: она делится на первичную и вторичную.

Вторичная информация - информация, которая уже существует, будучи собранной ранее для других целей. Например, внутрифирменная информация - это информационные источники предприятия, позволяющие осуществлять количественные и качественные исследования. Эта информация может поступать из других экономических служб фирмы, в частности данные бухгалтерского учета, данные производственно-технологических подразделений и т.д. Вторичная информация может относиться и к категории внешней, например, данные государственной статистики цен, семейных бюджетов, демографические и т.д. Очень полезным источником вторичной информации могут служить различные внешние публикации как в специальных маркетинговых и экономических изданиях, в научных трудах и т.п., так и в средствах массовой информации. Можно использовать официальные публикации, в том числе сборники, справочники, ежегодники Госкомстата РФ и его подразделений и региональных служб. Определенную информацию можно извлечь из публикаций рекламного характера: проспектов, бюллетеней, официальных отчетов и даже сведений, помещаемых на упаковке товара. Необходимо также следить за научной и популярной литературой, где можно найти полезную информацию экономического и методологического характера. Существуют специальные библиографические службы и службы газетно-журнальных вырезок.

Достоинствами вторичной информации является то, что она недорогая, быстро собирается; наличие нескольких источников информации позволяет сопоставить различные данные; источники содержат достоверную информацию, которую сама фирма не может получить (например, правительственные публикации).

В нашей стране большой объем вторичной информации можно получить из публикаций в журналах “Вопросы экономики”, “Вестник статистики”, “Экономист”, “Финансы”, “Российский экономический журнал”; газетах “Деловой мир”, “Финансовая газета”, “Экономика и коммерция” и других.

Первичная информация – информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели. Первичная информация формируется непосредственно в процессе рыночных или “полевых” исследований, необходимых в тех случаях, когда вторичные данные неполны или устарели.

По назначению маркетинговую информацию делят на справочную, рекомендательную, нормативную, сигнальную и регулирующую.

Справочная информацияносит ознакомительный, вспомогательный характер, отражает относительно стабильные признаки объектов маркетинга и представляется в виде системы справочников по фирмам, технико-эксплуатационным характеристикам продукции, ценам, тарифам и т.п.

Рекомендательная информацияформируется в результате специальных маркетинговых исследований или на основе анализа данных, приводимых в печатных изданиях и коммерческих базах данных. Она содержит прогнозы продажи продукции, приоритеты выбора целевых рынков, агентов-посредников, фирм-поставщиков сырья и т.п.

Нормативная информацияформируется, в основном, в производственной сфере и включает нормы и нормативы различных элементов производства, а также нормативные законодательные акты.

Сигнальная информациявозникает в ходе появления отклонений фактического поведения объектов маркетинговой среды от запланированного.

Будет полезно почитать по теме: