Оценка и прогнозирование конъюнктуры рынка

Изучение и прогнозирование конъюнктуры – одно из важных направлений анализа рынка. Конъюнктура – современное состояние экономики в целом, отдельной отрасли или конкретного товарного рынка. Обычно конъюнктуру характеризуют соотношение между спросом и предложением, уровень цен, товарные запасы, портфель заказов по отрасли, уровень инфляции и безработицы, размеры государственных расходов и т.п. Ни один конкретный рынок не развивается обособленно, а находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с другими рынками и с общеэкономической ситуацией в своей стране и в мире. Поэтому первое, что должны делать фирмы, работающие на рынке, – провести анализ общеэкономической ситуации, а именно – определить, в какой стадии находится экономика – кризиса, депрессии, оживления или подъема. Умение оценивать такую ситуацию позволяет фирмам своевременно формировать адекватную маркетинговую политику относительно ассортимента и объемов выпускаемой продукции, поиска новых рынков или новых видов товаров.

Проведению анализа способствует рассмотрение конъюнктурообразующих факторов, которые можно разделить на две группы – постоянно действующие и временные.

Постоянно действующие конъюнктурообразующие факторы.Они особенно проявляются на рынках машин и оборудования, готовых изделий. К ним относятся:

1) научно-технический прогресс, который радикально меняет отраслевую структуру экономики, способствует более быстрому обновлению товарного ассортимента, усиливает кооперацию отраслей и отдельных производств, ведет к значительному расширению товарных рынков и их структурным изменениям;

2) уровень монополизации цен, который играет важную роль в формировании конъюнктуры товарных рынков. Так, высокий уровень монополизации предопределяет возможность в какой-то мере приспосабливать объем производства к меняющемуся спросу, следствием чего в условиях кризиса обычно бывает не перепроизводство товаров, а увеличение избытка производственных мощностей. Обычно при анализе уровня монополизации возникает необходимость определения конкретных показателей рыночной мощи фирмы;

3) государственное регулирование, которое может осуществляться: через покупку и продажу товаров и услуг, формируя таким образом определенное соотношение спроса и предложения на конкретных рынках; через административные и экономические рычаги (кредитные, бюджетные, налоговые законы и нормативы), влияя на динамику производства, уровень и структуру платежеспособного спроса;

4) состояние информационных систем, которое непосредственно влияет на ситуацию на товарных рынках. Отсутствие регулярной и надежной информации о положении на каких-либо товарных рынках является дестабилизирующим фактором;

5) валютная и кредитно-денежная ситуация, которая оказывает доминирующее воздействие на товарные рынки в связи с изменением курсов основных валют, динамикой стоимости кредита, инфляционными процессами. Колебания валютных курсов воздействуют на изменения цен на товарных рынках. Так, понижение курса национальной валюты ведет к росту цен на импортируемые товары, что предопределяет снижение спроса на них, а повышение курса вызывает обратное действие. Также на конъюнктуру рынков влияет характер изменения стоимости кредита. При его росте, когда повышаются учетные ставки, уменьшаются инвестиции в производство товаров и услуг, что, в конечном счете, приводит к снижению выпуска и предложения продукции. Удешевление кредита способствует притоку средств в производство и увеличению предложения товаров на рынке;

6) энергетические и экологические проблемы – постоянно действующие конъюнктурообразующие факторы, проявляющиеся в выработке достаточно жестких требований к характеристикам выпускаемых машин и оборудования. Это прежде всего касается создания более экономичной, с точки зрения энергопотребления, и более экологически чистой продукции. Для этого вводятся национальные и международные стандарты и нормативы.

Временные конъюнктурообразующие факторы включают в себя сезонность, политические и социальные конфликты, стихийные бедствия. Сезонностьособенно сказывается на конъюнктуре рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия, морепродуктов, лесных и строительных материалов и т.д. Это влияет на степень загрузки железнодорожного транспорта, спрос на нефтепродукты и топливо.

Политические конфликты, выражающиеся в повышении напряженности между странами на международной арене и между политическими партиями на внутренней арене, создают очень плохие предпосылки для осуществления взаимовыгодного экономического и торгового сотрудничества.

Социальные конфликтычасто носят общенациональный характер, особенно когда речь идет о ключевых отраслях экономики – металлургии, угольной промышленности, транспорте и других отраслях.

Стихийные бедствия– снежные заносы, землетрясения, наводнения, цунами, засухи, лесные пожары – часто приводят к нарушению деятельности целых отраслей экономики, что сокращает производство и предложение.

В процессе исследования системы конъюнктурообразующих факторов определяются особенности и степень их воздействия на товарные рынки с помощью показателей конъюнктуры. Все показатели конъюнктуры можно представить в виде четырех групп:

- показатели материального производства, характеризующие предложение товара;

- показатели спроса на товары;

- показатели валютной и кредитно-денежной ситуации, характеризующие как предложение, так и спрос;

- цены как наиболее концентрированные показатели.

Показатели материального производства, к которым относятся данные о промышленном производстве товаров (автомобили, самолеты, тракторы, сложная бытовая техника, компьютеры и т.д.), добыче полезных ископаемых, урожае сельскохозяйственных культур, можно классифицировать следующим образом:

- абсолютные показатели (натуральные и стоимостные), например, выпуск металлургической продукции, сбор зерновых, выработку электроэнергии, добычу нефти удобнее измерять соответственно в тоннах, киловаттах в час, баррелях;

- относительные показатели (индексы, темпы роста и пр.), например, индексы, составляемые на основе стоимостных показателей по отраслям или отдельным крупным секторам экономики;

- косвенные показатели: объем или портфель заказов, динамику загрузки производственных мощностей, объем инвестиций и даже уровень занятости в соответствующей отрасли и т.д.

Показатели спроса на товары на внутреннем рынке отражают характер потребления на рынках потребительских товаров и включают в себя данные об оптовой и розничной торговле, движение товарных запасов, объем внутренних перевозок грузов. На внешнем рынке такими показателями спроса выступают валовый импорт и валовый экспорт. Рост этих показателей говорит о росте спроса на товар, а снижение – о его падении.

Спрос на товары можно оценивать и по таким расчетным показателям, как емкость(Еp), доля (Дp) и насыщенность рынка (Нp). Емкость рынка означает возможный объем спроса или объем реализуемого на рынке товара при данном уровне цен и в определенный период времени, обычно в течение года. Емкость национального рынка по любому товару за год рассчитывают на основе данных внутренней и внешнеторговой статистики в физических единицах или по стоимости по следующей формуле:

Ер = Т + З + И + Иk – Э – Эк,

где Т – национальное производство данного товара;

З – остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей в данной стране;

И – импорт;

Иkкосвенный импорт - импорт каких-то комплектующих или полуфабрикатов, использованных в машинах и оборудовании, ввезенных в страну;

Э – экспорт;

Эkкосвенный экспорт - продажа товаров посредникам в собственной стране, которые, в свою очередь, перепродают их зарубежным представителям.

Здесь косвенный импорт (экспорт) представляет собой поставки товара, используемого в других более сложных изделиях в виде комплектующих узлов, деталей, материалов, Например, при оценке емкости рынка электродвигателей нужно учитывать электродвигатели, установленные в станках, машинах и оборудовании, ввозимых или вывозимых из страны. Однако учет косвенного импорта и экспорта, а также движение товарных запасов часто бывает трудно учитывать. Поэтому на практике расчет емкости рынка проводят по упрощенной схеме:

Ер = Т + И + Э

Сравнение емкости рынка за ряд лет позволяет судить, как меняется ситуация на рынке.

Доля рынка Дp (%) представляет собой удельный вес, или долю продаж фирмы на рынке, и рассчитывается по следующей формуле

 

где Р — объем реализации товаров фирмы.

Снижение доли рынка является показателем неблагополучного положения фирмы и служит поводом для проведения тщательного анализа этой ситуации.

Насыщенность рынка Нр(%) – показатель, который определяется отношением числа потребителей, уже купивших товар Пт, к общему числу потребителей П:

 

Чем меньшее значение имеет этот показатель, тем перспективнее рынок для сбыта товаров.

Показатели валютной и кредитно-денежной ситуациииграют важную роль на отраслевом и национальном уровнях: курсы акции, величины учетного процента, число банкротств и т.п.

Цены являются важнейшим показателем конъюнктуры. Их можно разделить на две группы: абсолютные, характеризующие уровень и изменения цен в денежном выражении на конкретные изделия, и относительные, характеризующие изменения цен во времени (индексы). В динамике цен отражается, по сути дела, движение всех других показателей и влияющих на них факторов.

Прогнозирование конъюнктуры рынка — завершающий этап комплексного исследования рынка, основные результаты которого фирмы используют при планировании своей деятельности. Обычно конъюнктурные прогнозы используются для определения тактических действий на близкую перспективу (не более чем на 1 год), поскольку именно в этих временных пределах можно достаточно точно предсказывать характер изменения товарной конъюнктуры.

В некоторых случаях фирмам необходимо разрабатывать долгосрочные (на 5-15 лет) и среднесрочные (на 1-5 лет) прогнозы товарных рынков, когда перед ними возникает необходимость выработки стратегических планов на длительную перспективу. Но в этом случае оценки чаще всего носят усредненный характер и прогнозируют лишь общие направления развития соответствующих рынков.

В мировой практике разработано несколько методов прогнозирования, среди которых наиболее часто используются экстраполяция, экспертные оценки, математическое моделирование, графический анализ.

Метод экстраполяции – метод прогнозирования, который заключается в переносе явлений, имевших место на рынке в прошлом, на прогнозируемый период. Это достаточно простой метод, но не совсем достоверный. Он может применяться лишь в тех случаях, когда есть уверенность, что в прогнозируемый период будут действовать те же факторы, что и в предшествующий, и характер воздействия этих факторов останется неизменным.

Метод экспертных оценок – метод прогнозирования, который основан на привлечении группы экспертов или специальных органов для серьезного экономического анализа основных факторов, влияющих на ситуацию на рынке, и выработки на основе этого анализа собственных прогнозов. Надежность такого прогнозирования зависит от выбора экспертов.

Методы математического моделирования – методы прогнозирования, которые определяют функциональные зависимости между отдельными показателями на основе имеющихся за ряд предшествующих лет данных о конъюнктуре товарных рынков и выражают их в виде системы уравнений.

Графический анализ – метод прогнозирования, который позволяет оценивать динамику отдельных экономических показателей для выявления схожих моментов в их поведении с тем, чтобы определить характер их изменения в будущем.

Будет полезно почитать по теме: