ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Возрождение положило начало новому этапу в истории мировой культуры. По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. Особое значение имело Возрождение для развития искусства, утверждения принципов реализма и гуманизма в литературе, театре и изобразительном искусстве.

Искусство Возрождения возникло в условиях переходного времени от феодализма к капитализму. В Италии, где Ренессанс получил наиболее полное и последовательное развитие, его эволюция проходила через ряд этапов, первым из которых стал так называемый Проторенессанс («предвозрождение»), Эпоха 15 века характеризуется как раннее Возрождение. Наиболее последовательно и полно этот этап раскрылся в искусстве Италии и Нидерландов. К 30-40-м гг. 16 в. культура Возрождения переходит к завершающему этапу своего развития. В искусствознании, по традиции, широко применяются итальянские наименования тех столетий, на которые падает зарождение и развитие ренессансного искусства Италии (каждое из названных столетий представляет определенную веху этой эволюции). Так, 13 век именуется дученто, 14-й - треченто, 15-й - кватроченто, 16-й - чинквеченто.

В историю художественной культуры эпохи Возрождения Италия внесла вклад исключительной важности. По своей продуктивности эпоха Возрождения, охватывающая в Италии около трех столетий, вполне сопоставима с целым тысячелетием, на протяжении которого развивалось искусство средневековья.

Исключительно плодотворному развитию в Италии искусства Возрождения содействовали не только социальные, но и историко-художественные факторы. В отличие от других стран здесь равно значительное выражение нашли обе основные линии средневекового искусства Европы - византийская и романо-готическая, осложненные в отдельных областях Италии воздействием искусства Востока. И та, и другая линии внесли свою долю в становление ренессансного искусства.

От византийской живописи итальянский Проторенессанс воспринял идеально прекрасный строй образов и формы монументальных живописных циклов; готическая образная система способствовала проникновению в искусство 14 столетия. Наибольшие достижения этой эпохи относятся к сфере живописи и скульптуры.