ПОНЯТИЕ ГОРНОГО ПРАВА. ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ПОИСКА, РАЗВЕДКИ И ДОБЫЧИ НЕФТИ И ГАЗА – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРЕДМЕТА ГОРНОГО ПРАВА

Горное право – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе использования недр. Ряд авторов рассматривает горное право не как самостоятельную отрасль права, а как подотрасль единого «природоресурсного права», которое помимо использования недр регулирует использование земель, вод, лесов. Предметом горного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе использования полезных свойств недр. Легальное определение предмета горного права дано в законе о недрах: «Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей».

В рассматриваемом сейчас проекте нового закона о недрах это определение упрощено: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере использования недр и их охраны, а также использования торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей (отношения недропользования)».

Объектом горного права являются недра. Впервые законодательно определение недр в нашей стране было дано в 1992 г. в законе РФ «О недрах». Недра были определены как «часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения». В правительственном проекте нового закона «О недрах» это определение осталось практически без изменений: «Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до центра Земли». Предполагается изменить только способ определения нижней границы недр, впрочем, при нынешнем уровне развития техники этот вопрос носит чисто теоретический характер.

Разумеется, в рамках этого курса будет изучаться не горное право вообще, а его часть, касающаяся недр, содержащих полезные ископаемые, а точнее, нефть и газ.

Полезные ископаемые в горном праве определяются, как «природные минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства». Закон Тюменской области

«О нефти и газе» дает следующее легальное определение нефти и газа как полезных ископаемых: «нефть и газ – все виды углеводородных соединений, в том числе твердые (битумы, газогидраты), жидкие и газообразные, их смеси, вещества, содержащиеся в углеводородных соединениях и их смесях».

Под месторождением полезных ископаемых понимается «природное скопление полезного ископаемого, которое в количественном и качественном отношении может быть предметом промышленной разработки при данном состоянии техники и технологии в данных экономических условиях».

Следует помнить, что нефть и газ, уже извлеченные из месторождения в качестве полезных ископаемых, законодательством не рассматриваются и отношения, возникающие по их поводу, горным правом не регулируются.

Действующее законодательство выделяет следующие виды пользования недрами:

1. Региональное геологическое изучение, включающее региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр.

2. Геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

3. Разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4. Строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

5. Образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости).

6. Сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Субъектами горного права являются:

а) органы государственной власти Российской Федерации;

б) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) органы местного самоуправления;

г) субъекты предпринимательской деятельности (юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные инвесторы).

Метод горного права представляет собой сочетание императивного и диспозитивного методов регулирования. Проявляется метод горного права посредством следующего набора рычагов воздействия на регулируемые общественные отношения:

а) выявление специфических институтов, присущих данной отрасли права и значимых для правового регулирования;

б) форма выражения и способ законодательного закрепления правовых норм и структуризация их по институтам права;

в) установление иерархии и системы взаимодействия норм права (диспозитивных, императивных);

г) разработка структуры органов регулирования с определением их компетенции, прав и обязательств;

д) система юридической ответственности субъектов права.

Реформа законодательства о недрах направлена на расширение использования диспозитивного метода в механизме правового регулирования горного права.