НАЛОГИ НА ДОБЫЧУ НЕФТИ И ГАЗА

В законодательстве о налогах и сборах налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) определяется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей, которым в пользование были предоставлены участки недр в целях разведки и оценки месторождений полезных ископаемых, а также их разработки, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налогу на добычу полезных ископаемых присущи следующие основные функции:

 фискальная, которая выражается в том, что налог на добычу полезных ископаемых является одним из источников формирования доходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

 регулирующая, которая предполагает, что рассматриваемый налог выступает в качестве инструмента распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.

Сумма рассматриваемого налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых, относящихся к углеводородному сырью и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом: 100% налога на добычу горючего природного газа в бюджет Российской Федерации; 95% налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – в бюджет Российской Федерации (5% – в бюджет субъекта РФ). Для сравнения распределения налога на добычу остальных полезных ископаемых таково:

 40% – в доход федерального бюджета;

 60% – в доход бюджета субъекта Российской Федерации.

В целях стимулирования добычи горючего природного газа из нефтяных месторождений, полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых, полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, согласно ст. 342 НК РФ налогообложение добычи указанных полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0%.

Юридический состав налога на добычу полезных ископаемых включает следующие основные элементы: плательщики налога на добычу полезных ископаемых, объект данного налога, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления данного налога, порядок и сроки его уплаты.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, которым в пользование предоставлены участки недр в целях разведки и оценки месторождений полезных ископаемых, а также их разработки.

Пункт 2 ст. 11 НК РФ под организациями понимает юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

К индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в установленном порядке.

Статья 9 «Закона о недрах» называет пользователями недр субъектов предпринимательской деятельности, в том числе участников простого товарищества, иностранных граждан и юридических лиц, если федеральными законами не установлены ограничения в предоставлении права пользования недрами. В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с недропользованием, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности или заключать договоры с организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности, связанной с пользованием недрами. Лицензированию, в частности, подлежит эксплуатация нефтегазодобывающих производств.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель признается пользователем недр с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции – с момента вступления такого соглашения в силу.

Плательщики налога на добычу полезных ископаемых в соответствии со ст. 335 НК РФ подлежат постановке на учет в налоговом органе. Она осуществляется либо по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, либо по месту нахождения налогоплательщика-организации (месту жительства налогоплательщика – индивидуального предпринимателя), если добыча полезных ископаемых осуществляется на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации – на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора.

Нормы об учете налогоплательщиков как одном из средств осуществления налогового контроля содержатся в гл. 14 части первой НК РФ. Так, в соответствии со ст. 83 в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. Порядок постановки на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков определен приказом МНС России от 14 декабря 2001 г. № БГ-3-09/551 «О постановке налогоплательщиков на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых». Данным приказом утвержденные организации и индивидуальные предприниматели обязаны подать заявление о постановке на учет в налоговый орган в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых. Одновременно с заявлением в налоговый орган направляются копии заверенных в установленном порядке документов: свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика, лицензии (разрешения) на пользование недрами.

До подачи налогоплательщиком заявления налоговый орган по месту нахождения участка недр на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых органами, осуществляющими учет и (или) регистрацию пользователей природных ресурсов, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязан самостоятельно принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах по месту нахождения участка недр.

При осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых в налоговый орган по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя не подается.

Снятие организации или индивидуального предпринимателя с учета в налоговом органе по месту нахождения участка недр в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых осуществляется при прекращении права пользования участком недр на основании поданного организацией или индивидуальным предпринимателем заявления о снятии с учета

(в произвольной форме). К заявлению прилагается выданное ранее уведомление о постановке на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых. О снятии с учета налоговый орган уведомляет (в произвольной форме) налогоплательщиков.

Налоговые органы по месту нахождения участков недр обязаны в трехдневный срок с момента постановки на учет или снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых уведомить об этом факте налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Налоговые органы по месту нахождения органов, осуществляющих учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, после получения от них сообщений о предоставлении прав на пользование природных ресурсов в трехдневный срок обязаны уведомить об этом факте налоговые органы по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, а также месту нахождения участка недр.

Вопросам организации налогового контроля за плательщиками налога на добычу полезных ископаемых посвящено письмо МНС России от 22 марта 2002 г. № АС-6-21/337 «О направлении Методических указаний по осуществлению налогового контроля за налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых». Данные Методические указания разработаны в целях установления единых принципов организации налогового контроля за налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых и применяются при проведении камеральных и выездных налоговых проверок организаций и индивидуальных предпринимателей, признаваемых налогоплательщиками.

При планировании и организации налогового контроля следует учитывать, что добыча полезных ископаемых может осуществляться налогоплательщиком:

 на участках недр на территории, подведомственной налоговому органу, в котором организация или индивидуальный предприниматель состоит на учете по месту нахождения (месту жительства);

 на участках недр на территории, подведомственной налоговому органу, отличному от налогового органа, в котором организация или индивидуальный предприниматель состоит на учете по месту нахождения (месту жительства индивидуального предпринимателя), в пределах одного субъекта Российской Федерации;

 на участках недр на территории (территориях), находящейся (находящихся) за пределами субъекта Российской Федерации, в котором организация или индивидуальный предприниматель состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения (месту жительства);

 на участках недр, находящихся на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора).

Налоговым органом, осуществляющим планирование и организацию налогового контроля по налогу на добычу полезных ископаемых, является налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

В целях организации и планирования контрольной работы налоговыми инспекциями по месту постановки налогоплательщика на учет в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых в налоговый орган по месту нахождения организации направляются следующие сведения, заверенные в установленном порядке:

 копии документов, находящихся в учетном деле налогоплательщика, в пятидневный срок со дня регистрации этих документов;

 копии платежных документов на уплату авансовых платежей по налогу на добычу полезных ископаемых – не позднее дня, следующего за днем получения их из органов Федерального казначейства.

Одной из наиболее эффективных форм налогового контроля за плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются выездные налоговые проверки. Их планирование и организацию производят налоговые органы по месту постановки налогоплательщика на учет. Такие проверки производятся в соответствии с приказом МНС России от 8 октября 1999 г.

№ АП-3-16/318 «Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок».

В случае если организация состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения участка недр, отличном от налогового органа, в котором организация состоит на учете по месту нахождения, а также в случае если организация состоит на учете по месту нахождения участков недр более чем в одном налоговом органе, планирование и организацию выездных налоговых проверок по налогу на добычу полезных ископаемых осуществляет налоговый орган по месту нахождения организации в соответствии с п. 3.1–3.15 Методических указаний по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения, доведенных письмом МНС России от 7 мая 2001 г. № АС-6-16/369. При этом к проверке привлекаются все налоговые органы, в которых организация состоит на учете в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр.

Планирование и организацию выездных налоговых проверок по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговом органе по месту нахождения участка недр, отличном от налогового органа по месту жительства индивидуального предпринимателя, осуществляет налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Объект налога на добычу полезных ископаемых, налоговая база и налоговый период.

В соответствии со ст. 336 НК РФ объектом налога на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации (на арендуемых территориях или используемых на основании международного договора), а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налога. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно по каждому виду полезных ископаемых в отношении всех добытых полезных ископаемых, включая попутные компоненты. База налога на добычу полезных ископаемых определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Налоговая база при добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах нетто массы (объема) прямым или косвенным методом.

Прямой метод предполагает определение количества полезного ископаемого посредством измерительных приборов.

Косвенный метод применяется в том случае, когда количество добытых полезных ископаемых прямым методом определить невозможно. Количество добытого полезного ископаемого определяется расчетным путем по показателям содержания добытого полезного ископаемого в извлекаемом минеральном сырье (например, по доле содержания).

В соответствии со ст. 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

 исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

 исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

 исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Для определения стоимости добытых полезных ископаемых используется также стоимость единицы добытого полезного ископаемого, которая рассчитывается как отношение выручки от реализации (если реализация была) добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

При определении выручки учитываются все сделки налогоплательщика по реализации добытых полезных ископаемых, по которым цена сделки определялась в данном налоговом периоде. Выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации, установленных с учетом положений ст. 40 НК РФ, без учета НДС (при реализации на территории Российской Федерации и в государства-участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий договора.

При этом в сумму расходов по доставке включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, на доставку (перевозку) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и т.п. условий) до получателя, а также расходы по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. К расходам по доставке добытого полезного ископаемого до получателя относятся расходы по доставке магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг портов и транспортно-экспедиционных услуг.

Цена реализации уменьшается также на суммы государственных субвенций из бюджета в том случае, если налогоплательщик получает к ценам реализации своей продукции такие субвенции. При отсутствии у налогоплательщика реализации добытых полезных ископаемых (например, при направлении добытых полезных ископаемых на переработку и т.д.) налог исчисляется исходя из расчетной стоимости, учитывающей расходы налогоплательщика на добычу полезного ископаемого, определяемые в соответствии с главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Стоимость добытого полезного ископаемого в этом случае исчисляется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со ст. 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.

Налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых согласно ст. 341 НК РФ признается календарный месяц.

По налогу на добычу углеводородов применяется налоговая ставка 16,5%, на газоконденсат – 17,5% (самая высокая из предусмотренных кодексом, для сравнения на алмазы она составляет – 8%), на природный горючий газ – 135 рублей за 1000 кубометров. Конечно, есть и исключения, например, уже упомянутые некондиционные месторождения или попутный газ, на них ставка – 0%.

Статья 18 НК РФ предусматривает, что при выполнении соглашений о разделе продукции действует специальный налоговый режим. Содержание данного налогового режима определяется ст. 13 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и главой 26.4 НК РФ.

Под специальным налоговым режимом следует понимать особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы и вычеты определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.

Правовые нормы, содержащиеся в главе 26.4 НК РФ, а также в ст. 13 Закона о СРП, служат дополнительными средствами законодательного закрепления особенностей налогообложения деятельности инвестора, оператора и прочих субъектов, вовлеченных в комплекс отношений по разделу продукции, осуществляемому на основе соответствующих соглашений.

Общие принципы налогового режима раздела продукции установлены ст. 13 Закона о СРП, которая предполагает, что при выполнении соглашения применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный гл. 26.4 НК РФ.

При выполнении соглашения инвестор уплачивает разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в соглашении и лицензии (бонусы), плату за геологическую информацию о недрах, ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна, уплачиваемые в порядке, установленном Соглашением в соответствии с законодательством РФ на дату подписания соглашения, сбор за участие в конкурсе, сбор за выдачу лицензии, регулярные платежи за пользование недрами (ренталс), компенсацию расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсацию ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Суммы указанных платежей, а также сроки их уплаты определяются условиями соглашения. При этом порядок определения сумм компенсации расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсации ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности, устанавливается Правительством РФ. Порядок зачисления указанных платежей в бюджеты соответствующих уровней определяется бюджетным законодательством РФ.

Кроме того, гл. 26.4 НК РФ предполагает следующие условия налогообложения инвесторов, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых на условиях раздела продукции.

Инвестор, использующий право на применение специального налогового режима при выполнении соглашений о разделе продукции, представляет в налоговые органы соответствующие уведомления в письменном виде с приложением следующих документов:

 соглашение о разделе продукции;

 решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом РФ «О недрах» и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

Рассматриваемый специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, за исключением следующих налогов и сборов, от уплаты которых инвестор не освобождается:

 налог на добавленную стоимость;

 налог на прибыль организаций;

 единый социальный налог;

 налог на добычу полезных ископаемых;

 платежи за пользование природными ресурсами;

 плату за негативное воздействие на окружающую среду;

 плату за пользование водными объектами;

 государственную пошлину;

 таможенные сборы;

 земельный налог;

 акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье, предусмотренное

подп. 1 п. 2 ст. 181 НК РФ.

Инвестор может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению законодательного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и/или представительного органа местного самоуправления.

Суммы уплаченных инвестором налога на добавленную стоимость, единого социального налога, платежей за пользование природными ресурсами, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, связанные с исполнением соглашений о разделе продукции подлежат возмещению. Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями. В случае, если указанное имущество используется инвестором не для целей, связанных с выполнением работ по соглашению, оно облагается налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке. Инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей исполнения соглашения. При использовании транспортных средств не для целей соглашения уплата транспортного налога осуществляется в общеустановленном порядке.

При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии со ст. 8 Закона о СРП, инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

 единый социальный налог;

 государственную пошлину;

 таможенные сборы;

 налог на добавленную стоимость;

 плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Инвестор также может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению законодательного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и/или представительного органа местного самоуправления.

От уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения и вывозимая с таможенной территории Российской Федерации.

При выполнении соглашения объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и порядок исчисления налога в отношении указанных выше налогов определяются с учетом особенностей, предусмотренных положениями рассматриваемой главы НК РФ, действующими на дату вступления соглашения в силу.

Правовое положение налогоплательщиков при реализации налогового режима раздела продукции и контроль за их деятельностью. Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима раздела продукции признаются организации, являющиеся инвесторами по соглашению о разделе продукции.

Налогоплательщик вправе поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением рассматриваемого специального налогового режима при выполнении соглашений, оператору с согласия последнего. Оператор осуществляет предоставленные ему налогоплательщиком полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.

Инвестор подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставленного ему в пользование на условиях раздела продукции. В случае, когда в качестве инвестора по соглашению выступает объединение организаций, не имеющее статуса юридического лица, постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставляемого в пользование на условиях раздела продукции, подлежат все организации, входящие в состав указанного объединения. Если участок недр, предоставляемый в пользование на условиях раздела продукции, расположен на континентальном шельфе Российской Федерации и/или в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, постановка налогоплательщика на учет производится в налоговом органе по его местонахождению. Заявление о постановке на учет в налоговом органе должно быть подано в течение 10 дней с момента вступления соответствующего соглашения в силу. Постановка инвестора по соглашению о разделе продукции на учет в качестве налогоплательщика удостоверяется выдачей ему свидетельства, форма которого определяется Министерством по налогам и сборам РФ. Указанное свидетельство должно содержать наименование соглашения, указание даты вступления соглашения в силу и срока его действия, наименование участка недр, предоставленного в пользование в соответствии с условиями соглашения, и указание его местонахождения, а также указание на то, что данный налогоплательщик является инвестором по соглашению или оператором соглашения и в отношении этого налогоплательщика применяется специальный налоговый режим раздела продукции.

По налогам, уплачиваемым при выполнении соглашений о разделе продукции, налогоплательщик представляет в налоговые органы по местонахождению участка недр, предоставленного в пользование на условиях такого соглашения, налоговые декларации по каждому налогу и по каждому соглашению отдельно от другой деятельности. Если участок недр, предоставляемый в пользование на условиях раздела продукции, расположен на континентальном шельфе Российской Федерации и/или в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, налогоплательщик представляет налоговые декларации по указанным налогам в налоговые органы по своему местонахождению.

Инвестор обязан ежегодно в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому, представляет в налоговые органы утвержденные в порядке, установленном соглашением о разделе продукции, программу работ и смету расходов по такому соглашению на следующий год. По вновь введенным соглашениям в срок до начала работ налогоплательщик представляет в налоговые органы утвержденные в порядке, установленном соглашением, программу работ и смету расходов по соглашению на текущий год. В случае внесения изменений и/или дополнений в программу работ и смету расходов налогоплательщик обязан представить указанные изменения и/или дополнения в срок не позднее 10 дней с даты их утверждения в установленном соглашением порядке.

Деятельность инвесторов и операторов по соглашениям о разделе продукции в части уплаты связанных с выполнением таких соглашений налогов и сборов является объектом налогового контроля. Налоговый контроль за такой деятельностью осуществляется в соответствии с гл. 14 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 346.42 НК РФ. Выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение срока действия соглашения, начиная с года вступления соглашения в силу. Поэтому для целей налогового контроля инвестор по соглашению или оператор соглашения обязан хранить первичные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в течение всего срока действия соглашения.

Выездная налоговая проверка инвестора по соглашению или оператора соглашения в связи с их деятельностью по выполнению соглашения не может продолжаться более шести месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала и представительства.

Налог на прибыль организаций взимается с инвестора только в том случае, когда соглашение о разделе продукции заключено в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о СРП.

Объектом налогообложения при этом признается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения о разделе продукции. В случае, когда стороной соглашения является объединение организаций, не имеющее статуса юридического лица, доход, полученный каждой организацией, являющейся участником указанного объединения, определяется пропорционально доле соответствующего участника в общем доходе такого объединения за налоговый период.

Доходом налогоплательщика от выполнения соглашения признаются стоимость прибыльной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями данного соглашения, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. Под прибыльной продукцией понимается произведенная за налоговый период при выполнении соглашения продукция за вычетом той ее части, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, а также компенсационной продукции, т.е. часть произведенной при выполнении соглашения продукции, которая не должна превышать

75% общего количества произведенной продукции, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации – 90% общего количества произведенной продукции, передаваемой в собственность инвестора для возмещения понесенных им расходов, состав которых устанавливается соглашением. Стоимость прибыльной продукции определяется как произведение объема прибыльной продукции и цены произведенной продукции, устанавливаемой соглашением.

Расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы, произведенные налогоплательщиком при выполнении соглашения. Обоснованными расходами признаются расходы, произведенные налогоплательщиком в соответствии с программой работ и сметой расходов, утвержденных в порядке, предусмотренном соглашением, а также внереализационные расходы, непосредственно связанные с выполнением соглашения.

В целях реализации рассматриваемого специального налогового режима расходы налогоплательщика подразделяются на:

 расходы, возмещаемые за счет компенсационной продукции (возмещаемые расходы);

 расходы, уменьшающие налоговую базу по рассматриваемому налогу.

Возмещаемыми расходами признаются расходы, произведенные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в целях выполнения работ по соглашению в соответствии с программой работ и сметой расходов. В состав возмещаемых расходов включаются:

а) расходы, произведенные налогоплательщиком до вступления соглашения в силу. Расходы, произведенные до вступления соглашения в силу, признаются возмещаемыми, если соглашение заключено по ранее не разрабатываемым месторождениям полезных ископаемых и эти расходы не были ранее признаны недропользователем участка недр для целей исчисления налога на прибыль организаций. Указанные расходы должны быть отражены в смете расходов, представляемой одновременно со сметой расходов на первый год работ по соглашению. Амортизация по данному виду амортизируемого имущества не начисляется. В случае, если расходы относятся в соответствии со ст. 256 НК РФ к амортизируемому имуществу, их возмещение производится в следующем порядке:

 если указанные расходы произведены налогоплательщиком – российской организацией, они подлежат возмещению в размере, не превышающем остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии со ст. 257 НК РФ;

 если указанные расходы произведены налогоплательщиком – иностранной организацией, они подлежат возмещению в размере, не превышающем уровень рыночных цен;

б) расходы, произведенные налогоплательщиком с момента вступления соглашения о разделе продукции в силу и в течение всего срока его действия. При этом в отношении указанных расходов устанавливаются следующие особенности:

 расходы на освоение природных ресурсов, указанные в п. 1 ст. 261 НК РФ, а также аналогичные расходы по сопряженным участкам недр, если это предусмотрено соглашением, включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев;

 расходы на приобретение, сооружение, изготовление, доставку амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов) и доведение его до состояния, в котором оно пригодно для использования, включаются в состав возмещаемых расходов в сумме фактически понесенных затрат при условии их включения в программу работ и смету расходов и с учетом ограничений, установленных соглашением. Начисление амортизации по таким расходам не производится;

 расходы, произведенные в форме отчислений в ликвидационный фонд для финансирования ликвидационных работ, учитываются в целях налогообложения в размере и порядке, которые установлены соглашением. Порядок формирования и использования ликвидационного фонда устанавливается Правительством РФ;

 расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией имущества, которое было передано государством в безвозмездное пользование налогоплательщику в соответствии со ст. 11 Закона о СРП, учитываются в целях налогообложения в размере фактически произведенных расходов;

 управленческие расходы, связанные с выполнением соглашения, в состав которых включаются расходы на оплату аренды офисов налогоплательщика, в том числе расположенных за пределами Российской Федерации, расходы на их содержание, информационные и консультационные услуги, представительские расходы, расходы на рекламу и другие управленческие расходы по условиям соглашения возмещаются в размере норматива управленческих расходов, установленного соглашением, но не более 2% от общей суммы расходов, возмещаемых налогоплательщику в налоговом периоде.

Не входят в состав возмещаемых расходов:

а) произведенные до вступления соглашения в силу:

 расходы на приобретение пакета геологической информации для участия в аукционе;

 расходы на оплату сбора за участие в аукционе на право пользования участком недр на условиях соглашения;

б) произведенные с даты вступления соглашения в силу:

 разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в соглашении;

 налог на добычу полезных ископаемых;

 платежи (проценты) по полученным кредитным и заемным средствам, а также комиссионные выплаты по ним и другие расходы, связанные с получением и использованием заемных средств для финансирования деятельности по соглашению;

 расходы, предусмотренные п. 3 ст. 262 НК РФ;

 расходы, предусмотренные подп. 10 и 13 п. 1 и подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Сумма возмещаемых расходов определяется по каждому налоговому периоду и подлежит возмещению налогоплательщику за счет компенсационной продукции.

Возмещаемые расходы подлежат возврату налогоплательщику в размере, не превышающем установленного соглашением предельного уровня компенсационной продукции. Компенсационная продукция – часть произведенной инвестором в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» продукции, передаваемая в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению. Компенсационная продукция за налоговый период рассчитывается путем деления подлежащей возмещению суммы расходов налогоплательщика на цену продукции, определяемую в соответствии с условиями соглашения, или на цену нефти, определяемую в соответствии с гл. 26.4 НК РФ. Когда размер возмещаемых расходов не достигает предельного уровня компенсационной продукции в налоговом периоде, налогоплательщику в указанном периоде возмещается вся сумма возмещаемых расходов. Если размер возмещаемых расходов превышает предельный уровень компенсационной продукции в налоговом периоде, возмещение расходов производится в размере указанного предельного уровня. Невозмещенные в налоговом периоде возмещаемые расходы подлежат включению в состав возмещаемых расходов следующего налогового периода. Расходы капитального характера принимаются к возмещению при условии соблюдения требования об использовании доли товаров российского производства при проведении работ по соглашению о разделе продукции. Несоблюдение указанного требования является основанием для отказа в возмещении соответствующих затрат инвестора. При этом на приобретаемое оборудование и иное имущество распространяется порядок амортизации имущества, установленный статьями 256-259 НК РФ.

Расходы, уменьшающие налоговую базу по рассматриваемому налогу, включают в себя расходы, учитываемые в целях налогообложения в соответствии с гл. 25 НК РФ и не включенные в состав возмещаемых расходов, определяемых в соответствии с положениями гл. 26.4 НК РФ.

В расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций, не включаются суммы налога на добычу полезных ископаемых.

Налоговой базой для целей взимания налога на прибыль с организаций, выступающих инвесторами по соглашениям о разделе продукции, признается денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли. Налоговая база определяется по каждому соглашению раздельно.

В случае, когда налоговая база по рассматриваемому налогу является для соответствующего налогового периода отрицательной величиной, она для этого налогового периода признается равной нулю. Налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу на величину полученной отрицательной величины в последующие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получена отрицательная величина, но не более срока действия соглашения о разделе продукции.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных налогового учета. Налоговый учет осуществляется в соответствии с гл. 25 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой в установленном порядке.

Размер налоговой ставки определяется в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ, и в настоящее время составляет 24% от налогооблагаемой прибыли. Налоговая ставка, действующая на дату вступления соглашения о разделе продукции в силу, применяется в течение всего срока действия данного соглашения, не зависимо от изменения законодательства о налогах и сборах.

Налоговый и отчетный периоды по налогу устанавливаются в соответствии со ст. 285 НК РФ и составляют календарный год и один квартал соответственно. Порядок исчисления налога и сроки уплаты определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. В случае, если налог исчисляется в иностранной валюте, налогоплательщик уплачивает налог в этой или другой иностранной валюте, котируемой Центральным банком РФ, либо уплачивает эквивалентную сумму в российских рублях, исчисленную исходя из официального курса этой валюты, установленного Центральным банком РФ на дату уплаты налога. Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, определяются ст. 288 НК РФ. При этом уплата сумм налога, которые подлежат зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, производится налогоплательщиком по местонахождению участка недр, представляемого в пользование по соглашению.

В целях реализации налогового режима раздела продукции налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов по операциям, возникающим при выполнении соглашения. При отсутствии раздельного учета применяется порядок налогообложения прибыли, установленный гл. 25 НК РФ, без учета особенностей, составляющих содержание рассматриваемого специального налогового режима.

Доходы и расходы налогоплательщика по другим видам деятельности, не связанным с выполнением соглашения, в том числе доходы в виде вознаграждения за выполнение функций оператора и (или) за реализацию продукции, принадлежащей государству по условиям соглашения, подлежат налогообложению в общем порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Прибыль, полученная инвестором от реализации компенсационной продукции, подлежит налогообложению в порядке, установленном гл. 21 НК РФ, и определяется как выручка от реализации компенсационной продукции, уменьшенная на величину расходов, связанных с реализацией указанной продукции и неучтенных в стоимости компенсационной продукции, уменьшенная на стоимость компенсационной продукции. В случае, когда при реализации компенсационной продукции налогоплательщиком понесен убыток, он вправе уменьшить на его сумму налоговую базу в последующих налоговых периодах.

Налог на добавленную стоимость (далее – НДС) – система налогообложения товаров на сумму стоимости, добавленной на каждом этапе их производства, обмена или перепродажи. Он уплачивается независимо от того, на каких условиях заключено соглашение о разделе продукции. При выполнении таких соглашений НДС уплачивается в соответствии с гл. 21 НК РФ с учетом особенностей, установленных ст. 346.39. При выполнении соглашений о разделе продукции применяется налоговая ставка по НДС, действующая в соответствующем налоговом периоде в соответствии с гл. 21 НК РФ. В тех случаях, когда по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов при выполнении работ, связанных с исполнением соглашения, превышает общую сумму налога, исчисленную по товарам (работам, услугам), реализованным (переданным, выполненным, оказанным) в налоговом периоде (в том числе при отсутствии указанной реализации), полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном ст. 176 НК РФ. Если сроки возмещения (возврата) налогоплательщику НДС, установленные

ст. 176 НК РФ, не будут соблюдены, то суммы, подлежащие возврату, увеличиваются исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки.

В целях реализации налогового режима раздела продукции не подлежат налогообложению:

 передача на безвозмездной основе имущества, необходимого для выполнения работ по соглашению, между инвестором по соглашению и оператором соглашения в соответствии с программой работ и сметой расходов, которые утверждены в установленном соглашением порядке;

 передача организацией, являющейся участником не имеющего статуса юридического лица объединения организаций, выступающего в качестве инвестора в соглашении, другим участникам такого объединения соответствующей доли произведенной продукции, полученной инвестором по условиям соглашения;

 передача налогоплательщиком в собственность государства вновь созданного или приобретенного налогоплательщиком имущества, использованного для выполнения работ по соглашению и подлежащего передаче государству в соответствии с условиями соглашения.