№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
«Аргонавты» |
кружок московских символистов, существовавший в 1903-1910 гг., разрабатывавший не только поэтику, но и религиозно-философскую, и общественную идеологии символизма |
2 |
Гедонизм |
учение о наслаждении, как высшей цели жизни |
3 |
Диссонанс |
созвучие, вызывающее ощущение несогласованности и повышенное раздражение слуха |
4 |
Диссонирующий |
резкое, не сливающееся звучание |
5 |
Драма |
род литературного произведения в диалогической форме, предназначенного для сценического воплощения |
6 |
Драматургия |
первоначально – исполнение дифирамбов в религиозных празднествах, позже - теория драмы и вообще сценическое искусство |
7 |
Дуализм |
философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального |
8 |
Западники |
представители одного из направлений русской общественной мысли 1840–1850-х гг., считавшие историю России частью общемирового исторического процесса; сторонники развития страны по западноевропейскому пути |
9 |
Кларизм |
одно из течений в русской поэзии XX в., представленное небольшой группой поэтов во главе с М. Кузминым; является связующим звеном между символизмом и акмеизмом |
10 |
Лейтмотив |
термин для обозначения доминанты произведения или даже творчества писателя в целом |
11 |
Лучизм |
живописный метод, согласно которому задача художника состоит в изображении не самих предметов, а исходящих от них световых лучей |
12 |
Метафора |
перенос прямого значения к косвенному |
13 |
Милитаризм |
преобладание в государстве военных интересов над всеми остальными, стремление к беспредельному увеличению сухопутных и морских военных сил, не останавливаясь перед отягчающими народное хозяйство издержками |
14 |
Мистерия |
жанр западноевропейского религиозного театра XIV-XVI вв., в основе содержания которого лежали библейские сюжеты |
15 |
Мистика |
сакральная религиозная практика, направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в экстатически переживаемом акте откровения |
16 |
Модернизм |
направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся: разрывом с историческим опытом художественного творчества; стремлением утвердить новые начала искусства; условностью стиля; непрерывным обновлением художественных форм |
17 |
Натурализм |
направление в литературе и искусстве последней трети XIX в., характеризующееся стремлением к объективно-точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности |
18 |
Неологизм |
языковое новшество, новое слово (оборот речи, грамматическая особенность), появляющееся в языке |
19 |
Нигилизм |
безобразное и безнравственное ученье, отвергающее все, чего нельзя ощупать |
20 |
Полемика |
письменный, ученый спор |
21 |
Пьеса |
драматическое произведение, предназначенное для представления на сцене |
22 |
Славянофилы |
представители одного из направлений русской общественной мысли, обосновывавшие особый путь исторического развития России, отличный от Западной Европы |
23 |
Сюжет |
развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических |
24 |
Теософия |
религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром |
25 |
Урбанизм |
отражение в литературе (в ее тематике, образах, стиле) большого города с высокоразвитой техникой и индустрией, городского быта, особенностей психики, порожденных городским укладом |
26 |
Феминизм |
движение в пользу расширения прав женщины, гражданских и политических, до полного уравнения их во всем с мужчинами; |
27 |
Фовизм |
направление во французской живописи начала XX в., для которого характерно: предельно интенсивное звучание открытых цветов; сопоставление контрастных хроматических плоскостей заключены в обобщенный контур |
28 |
Эклектика |
соединение разнородных взглядов, идей и теорий |
29 |
Эмпиризм |
слепой опыт, без разумного применения теории и вообще науки |
30 |
Эпатаж |
вызывающее поведение; скандальная выходка |
31 |
Эсхатология |
учение о смерти, о конечной судьбе мира, о тысячелетнем царстве, о воскресении мертвых и о страшном суде |