ВВЕДЕНИЕ

В искусстве конца XIX - начала XX веков в связи с новой исторической и политической обстановкой, с резким обострением идеологической борьбы обычно различаются три этапа, имеющих свою художественную специфику. С середины 90-х годов до 1905 г. - период нарастания общественного подъема перед революцией; 1905-1907 гг. - период первой русской революции; 1908-1917 гг. - предреволюционный период.

Эпоха конца XIX - начала XX веков во всех сферах социальной и духовной жизни была эпохой переломной. Россия шла к революции. В условиях поляризации общественных сил в нарастающих классовых битвах заново поднимаются и пересматриваются вопросы о месте и роли искусства в жизни.

Десятилетие 1880-х годов, ознаменованное жестокой политической реакцией, было временем кризиса революционного народничества и той идеологической платформы, на которой зиждилась эстетика передвижников. Это десятилетие было одновременно и порой высшего расцвета передвижнического реализма в творчестве Репина и Сурикова, и началом кризиса передвижничества, в своей художественной и выставочной политике все более удалявшегося от творческих устремлений нового, молодого поколения художников. Передвижничество в этот период начинает рассматриваться современниками уже как факт истории русского искусства, как явление, пережившее свою лучшую пору. В 1894 году крупнейшие представители Товарищества - Репин, Маковский, Шишкин, Куинджи - входят в состав академической профессуры. Ретроспективному рассмотрению искусства второй половины века способствовала передача в 1892 году П.М. Третьяковым своей галереи - наиболее представительного собрания картин русской реалистической школы, в первую очередь передвижников, - в дар городу Москве. Первый съезд русских художников, созванный в честь этого события, стал следующим актом итоговой оценки достижений русского искусства предшествующего периода и выяснения перспектив его дальнейшего развития.

С кризисом народнического движения, в 90-е годы, «аналитический метод реализма XIX века», как его называют в современной науке, себя изживает. Многие из художников-передвижников испытывали творческий кризис, ушли в «мелкотемье» развлекательной жанровой картины. Традиции Перова сохранялись более всего в Московском училище живописи, ваяния и зодчества благо-даря преподавательской деятельности таких художников, как С. Иванов, К. Коровин, В. Серов и др. Сложные жизненные процессы обусловили многообразие форм художественной жизни этих лет. Все виды искусства - живопись, театр, музыка, архитектура выступили за обновление художественного языка, за высокий профессионализм.

В этот период традиции критического отношения искусства к действительности не исчезают, а, трансформируются, приобретая форму поисков гармонии и красоты не в окружающем мире, который воспринимается чуждым гармонии и красоте, а во вне его. Сознание, что красота «не от мира сего», что она творится за счет внутренних ресурсов искусства и художественной фантазии, отражалось не только в тяготении к сказочным, аллегорическим или мифологическим сюжетам, но и в самой структуре художественной формы, переводившей образы конкретной реальности в область фольклорных представлений, воспоминаний о прошлом или неопределенных предощущений будущего.

Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества - в образах противоречивых, усложненных и лишь косвенно отображающих современность, без иллюстративности и повествовательности. Мучительные поиски гармонии приводят художников к осознанию своей миссии в воспитании чувства прекрасного. Это время «канунов», ожидания перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов. Но оно породило также универсализм целого поколения художников, выступивших после «классических» передвижников. Достаточно назвать только имена Серова и Врубеля.

Задача приближения искусства к жизни понималась художниками середины века и передвижниками как задача внесения жизни в искусство, само же искусство оставалось все же отгорожен-ным от действительности стенами музея. Художники конца века принимают формулу приближения искусства к жизни в ее прямом значении как задачу преобразования всей материальной среды, частью которой мыслится теперь и живописное полотно. Картина должна выйти из музея, стать неотъемлемой принадлежностью быта, наряду с обиходными вещами и архитектурой, составляющими повседневное окружение человека. Но для этого картина в самой своей художественной ткани, в конфигурациях линий и красок должна быть созвучна окружающей среде, составлять с ней единый ансамбль. Это единство обеспечивает стиль, дающий закон формообразования, пронизывающий собой всю область пространственных искусств, стиль, к созданию которого были направлены усилия художников конца ХIХ века. В России этот стиль получил наименование «модерн».

Сложившийся на рубеже веков стиль модерн затронул все пластические искусства, начиная с архитектуры, в которой долго господствовала эклектика, и кончая графикой, получившей название стиля модерн. Явление это не однозначное, но знаменательно само стремление к единству стиля. Стиль модерн - это новый этап в синтезе архитектуры, живописи, декоративных искусств. В изобразительных искусствах модерн проявил себя: в скульптуре - текучестью форм, особой выразительностью силуэта, динамичностью композиций; в живописи - символикой образов, пристрастием к иносказаниям.

Огромное влияние на искусство начала XX в. оказала революция 1905-1907 годов. Она поляризовала художественные силы, четко определила идейные позиции многих творческих индивидуальностей, она вызвала к жизни новые художественные группировки, организацию множества выставок, периодических изданий по изобразительному искусству.

Переломный характер рассматриваемой эпохи выразился в искусстве не в наличии осязаемой кризисной грани, а во внутренней конфликтности развития, в отношениях явной или скрытой полемики, в каких оказываются следующие друг за другом художественные группировки, в постепенно нарастающей стремительности темпа художественной эволюции, что вылилось впоследствии, особенно после 1910 года, в калейдоскопическую пестроту сменяющих друг друга группировок и эстетических платформ. Этому соответствовала необычайно возросшая в сравнении с предшествующим периодом активность выставочной жизни, а также обилие периодических и иного типа изданий, специально посвященных вопросам изобразительного искусства, в особенности современного - русского и западноевропейского. Большая роль в этом процессе принадлежала группе художников «Мира искусства», устраивавших собственные выставки и ретроспективные показы русского искусства XVIII века, а также издававших на протяжении пяти лет, начиная с 1898 года журнал, давший образец для аналогичного рода изданий последующего времени, таких, как журнал «Золотое руно» и «Аполлон». Приглашая к участию на своих выставках западноевропейских мастеров, «Мир искусства» способствовал расширению контактов русского искусства с современным зарубежным искусством. Наряду с этим обычным явлением становится учеба молодых русских художников в частных европейских школах и студиях. Деятельность «Мира искусства», центром которой был Петербург, стимулировала процесс консолидации художественных сил в Москве, приведший к возникновению нового выставочного объединения «Союза русских художников». Самоопределение московской живописной школы по отношению к петербургскому «мирискусническому» направлению с его культом графики должно быть отмечено как существенный фактор развития искусства в рассматриваемый период. Импрессионистические уроки пленэрной живописи, композиция «случайного кадрирования», широкая свободная живописная манера - все это результат эволюции в развитии изобразительных средств во всех жанрах рубежа веков.

Другой важной особенностью данного периода является выравнивание прежде неравномерного развития отдельных видов искусства: вровень с живописью становится архитектура, декоративно-прикладное искусство, книжная графика, скульптура, театральная декорация. Гегемония станковой картины, отличавшая искусство середины столетия, уходит в прошлое. В этих условиях, когда сферы приложения изобразительного творчества необычайно расширяются, формируется новый тип универсального художника, для которого не существует разделения на ремесло и искусство. Художник теперь «умеет все» - написать картину, декоративное панно и расписать блюдо, исполнить виньетку для книги и монументальную роспись, вылепить скульптуру и сочинить театральный костюм. Чертами такого универсализма, чуждающегося односторонней специализации, отмечено творчество В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, художников «Мира искусства», ведущего архитектора русского модерна Ф.О. Шехтеля.