Скульптура

Абсолютное господство в изобразительном искусстве второй половины XIX века станковой живописи обернулось тем, что и архитектурный и скульптурный образы стали мыслиться по аналогии с живописной картиной. В области архитектуры это сказалось в уплощеннофасадном понимании облика здания. В скульптуре же эта зависимость от живописи выразилась в непомерном развитии жанрово-повествовательного элемента и имитации средствами пластики подробностей сюжетного рассказа, что влекло за собой измельчание формы, дробность силуэта. Произведение рассчитывалось на прочтение скульптурной композиции как рельефа - с одной, «фасадной» стороны. Были утрачены навыки объемно-пространственного мышления и законы построения круглой скульптуры. Наконец, были нивелированы выразительные качества материала.

Подобно тому, как это происходило в живописи конца XIX - начала XX веков, обновление пластического языка скульптуры во многом связано было с импрессионистическим течением. Первым и наиболее ярким представителем импрессионизма в русской скульптуре явился П.П. Трубецкой (1866-1938).