П.П. Трубецкой

Павел Петрович Трубецкой, или, как его называли, Рао1о Troubetzkoy, сын русского князя П.И. Трубецкого и американки Ады Винаис родился 15 февраля 1866 года в Интре в районе Лаго-Маджоре в Италии. Систематического художественного образования Трубецкой не получил. Лепить начал с восьмилетнего возраста под наблюдением художника-живописца Д. Ранцони. В 1884 году, поселившись в Милане, некоторое время работал в студиях скульпторов Дж. Гранди, Д. Баркальи и Э. Баццаро, а с 1885 года - в собственной мастерской. Характер творчества Трубецкого определился рано. Его привлекала работа над портретом, анималистическими и жанровыми сюжетами. Ему не было чуждо и стремление к решению монументальных задач. Среди произведений миланского периода можно назвать портрет художника Дж. Сегантини (1897, бронза, Музей пейзажа, Палланца, Музей Дж. Сегантини, Малойя, Италия), портретные статуэтки - «Амазонка» (1896, бронза, мрамор, Государственный музей искусств Грузинской ССР, Тбилиси), «Сидящая дама. Госпожа Хёрн-хеймер» (1897, бронза, Государственная Третьяковская галерея, Лувр, Париж, Музей пейзажа, Палланца), и также ряд анималистических статуэток - «Лошадь», «Корова с теленком» и другие. В 1890-х годах скульптор принимал участие в конкурсах на памятники Дж. Гарибальди для Неаполя и Милана и Данте - для Тренто. По его проекту был установлен памятник сенатору К. Кадорна в Палланце. С 1886 года Трубецкой участвовал на выставках в Италии, Франции и Америке.

В 1897 году Трубецкой приезжает в Россию уже сложившимся мастером камерной скульптуры. Он поселился в Москве, где с осени 1898 года по 1906 состоял преподавателем скульптуры в Училище живописи, ваяния и зодчества. Русский период его творчества оказался наиболее богатым художественными достижениями и целиком принадлежит истории отечественного искусства. Одной из первых работ Трубецкого, выполненных в России, является скульптурный портрет И.И. Левитана (1899, тонированный гипс). Здесь в полной мере проявились характерные особен-ности импрессионистического метода в скульптуре. Это прежде всего сама техника лепки - вся масса скульптурного материала одухотворена и приведена в движение нервным, быстрым, как бы мимолетным прикосновением пальцев, оставляющих на поверхности формы живописные мазки, образующие непрерывный, пульсирующий ритм. Вследствие этой специфической «взрыхленнос-ти» фактуры скульптурная форма воспринимается как бы овеянной воздухом. Снег, рассыпаясь бликами по бугристой поверхности, активизирует взаимодействие скульптуры с окружающей сре-дой. При всем том мастер не позволяет скульптурной форме сделаться аморфной - у него всегда ощутим крепкий костяк, остов формы. Трубецкой возвращает скульптуре утраченные во второй половине XIX века возможности обогащения основного впечатления за счет тех модификации облика, которые происходят при обходе и рассмотрении скульптурного произведения с различных точек зрения. Иначе говоря, он восстанавливает в правах принципы круглой пластики. Фигура Левитана сложно и вместе с тем свободно развернута в пространстве. Зрителю диктуется необхо-димость обхода, в процессе которого ему последовательно являются разные грани характера моде-ли - то артистическая небрежность и рисовка в некоторой вычурности поз, то импульсивная поры-вистость в стремительном наклоне вперед, словно под влиянием какой-то внезапной мысли, зову-щей к обдумыванию, то сама эта сосредоточенность раздумья с некоторым оттенком меланхоли-ческого «угрюмства». Мастер «пейзажа настроения», Левитан нашел в Трубецком близкого себе по духу и острой художественной восприимчивости истолкователя. Жизнь в ее быстром изяществе» - так сам Трубецкой определял свой подход к натуре. Однако при внешне бросающейся в глаза мгновенно схваченной живости движения Трубецкому свойственно ясное понимание одного из фундаментальных законов скульптурной классики - в процессе изображения движущихся предметов и фигур находить в этом движении идеальную точку длящегося равновесия.

О широком диапазоне возможностей Трубецкого говорит такое выдающееся произведение скульптора, как созданный одновременно с портретом Левитана скульптурный бюст Л.Н. Толстого (1899, бронза). В небольшом по размерам произведении скульптору удалось достичь впечатле-ния необычайной значительности личности портретируемого. Вылепленный в мягком материале, Трубецкой любил работать в глине, гипсе, пластилине, и сохранивший в бронзовом отливе первоначальную динамику фактуры, бюст Толстого вызывает ассоциации с застывшим потоком лавы, принявшей облик человека. В этом эффекте - зерно образно-поэтической мысли скульптора, увидевшего в Толстом персонификацию стихийной силе природы, как бы перевоплощенной в мощь человеческого интеллекта.

Трубецкому принадлежит большое количество портретных статуэток и бюстов, жанровых и анималистических произведений, таких как портрет неизвестного (1899, бронза, Сумский Государственный художественный музей), портрет Ф.И. Шаляпина (1899-1900, гипс, Государственный Русский Музей; бронза, ГЦТМ, Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»), «Л.Н. Толстой на лошади» (1900, бронза, Государственный Русский Музей, Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва, Городская галерея современного искусства, Милан), С.Ю. Витте (1901, бронза, Государственный Русский Музей), С.С. Боткин (1906, гипс, Государственный Русский Музей; бронза, Государственный Эрмитаж), «Мать с сыном» (1901, гипс, Государственный Русский Музей), «Девочка с собакой. Друзья» (1901, гипс, Государственный Русский Музей), «Московский извозчик» (1898, бронза, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский Музей, Музей современного искусства в Венеции).

Наиболее значительным произведением скульптора, выполненным в России, стал памятник Александру III. Трубецкой работал над памятником в 1899-1906 годы в Петербурге, периодически выезжая в Москву для продолжения преподавания в Училище и исполнения других скульптурных работ. В эти же годы не раз бывал в Италии и Париже. Памятник был отлит в бронзе и установлен в 1909 году, уже после отъезда скульптора за границу. В противовес обычному для Трубецкого одухотворению пластической формы через живописную моделировку поверхности импрессионистическим «мазком» основу художественного эффекта памятника Александру III составляет как раз впечатление косной неподвижности тяжелой массы материала, словно ставшего неподатливо-глу-хим, угнетающим своей инертностью. Форма как будто сопротивляется усилиям художника придать ей живую округлость и благородное изящество линий. В намеренной угловатости грубых форм - головы, рук и торса всадника, как будто примитивно обтесанных топором, - заключен безошибочный художественный расчет. Это прием изобразительного гротеска, родственный знаменитому приему описания внешности Собакевича у Гоголя.

Предназначенный для постановки в городе Петра, монумент Трубецкого непроизвольно вызывал в памяти образ «Медного всадника» Фальконе, ставшего своего рода эмблемой Петербурга. Словно предвидя неизбежность такого сравнения, Трубецкой решает свой монумент в целом и в деталях как символическую антитезу памятнику Фальконе: вместо гордого коня, устремленного вперед, - неповоротливая бесхвостая лошадь, пятящаяся назад; вместо свободно и легко восседающего всадника - «толстозадый солдафон» (по выражению Репина), грузное тело которою зрительно как бы проламывает хребет упирающегося животного; вместо лаврового венка, осеняющего открытое, ясное чело Петра, Трубецкой изобразил шапку, которую словно прихлопнули сверху, отчего она нелепо, по-дурацки наползла на лоб, - деталь, резко оттеняющая общее впечатление дремучей тупости всадника. Идее свободного взлета вверх, преодоления тяжести, выраженной в общей композиции «Медного всадника», противостоит у Трубецкого ощущение тяжеловесности, придавленности к земле. Это впечатление довершает форма постамента. У Фальконе - это скала, обработанная в виде волны, на гребне которой вздымается конь, легко несущий всадника. Памятник Трубецкого имел массивный низкий постамент с широким основанием, воспринимаемый подобием куба, утопленного в землю под тяжестью скульптуры. В мировой истории монументов памятник Трубецкого - в своем роде уникальный образец сатирически-гротескного решения образа.

В 1906 году Трубецкой уехал из России. До 1914 года скульптор жил и работал в Париже, совершая ежегодные поездки в Италию; неоднократно приезжал и в Россию; побывал в Швеции и Англии. В этот период он исполнил портреты: художника А. Риетти (1911, бронза, Галерея современного искусства, Триест), С.А. Муромцева (1912, бронза, Кладбище московского крематория), О. Родена, А. Франса, Б. Шоу, Г. д'Анунцио и ряд женских портретов. 1914-1920 годы Трубецкой провел в США, где продолжал работать в области портрета. В то же время по его проектам были установлены памятники Данте в Сан-Франциско и генералу Отису в Лос-Анджелесе. По возвращении в Европу в 1921 году, более десяти лет жил в Париже, выезжая ежегодно на лето в Палпанцу. С 1932 года окончательно поселился в этом городе на вилле Кабианко, откуда совершил ряд поездок для устройства своих выставок: в Египет (Александрия и Каир), в Бергамо и Сальсомаджоре. Оставаясь в основном мастером станкового портрета, Трубецкой и в последний период (1921-1937) обращался к монументальным формам. Он выполнил для Палланцы монумент воинам, павшим в первую империалистическую войну, и памятник Дж. Пуччини, установленный перед Домом-музеем композитора в Торре дель Лаго. Статуя Пуччини была исполнена также для миланского театра Ла-Скала. В течение многих лет скульптор эпизодически занимался живописью, пастелью и акварелью. Умер П.П. Трубецкой 12 февраля 1938 года в Интре-Палланце на вилле Кабианко.

Трубецкой состоял членом Миланской академии художеств, общества художников Salon d, Autоmne в Париже и с 1910 года почетным членом Товарищества передвижных художественных выставок в России. За совокупность скульптурных работ, экспонированных в Русском отделе Всемирной выставки 1900 года в Париже получил Grand prix, на Международной выставке 1901 года в Дрездене - золотую медаль. Работы Трубецкого находятся во многих крупнейших музеях и частных собраниях Европы и Америки.

Импрессионистическая концепция скульптуры подвергается своеобразному переосмыслению в творчестве А.С. Голубкиной (1864-1927).