Мамонтовский кружок

Большую роль в искусстве конца XIX - начала XX вв. сыграл «Мамонтовский кружок», группировавшийся вокруг промышленника и мецената С.И. Мамонтова.

Возникший в 1872 году и имевший своей «резиденцией» подмосковное Абрамцево, кружок стал своеобразной кузницей идей и форм нового русского искусства. Деятельность кружка постепенно приобретает ориентацию на театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство, на возрождение народного творчества. Коллекционируются изделия кустарных промыслов, изучаются фольклорные мотивы в изобразительном творчестве - в лубке, вышивках, игрушке, деревянной резьбе. Народность, понимаемая художниками 60-х годов и старшими передвижниками как сочувственное изображение народной жизни в повествовательном жанре, в деятельности абрамцевского кружка интерпретируется иначе - как воссоздание народного духа в современном искусстве через лирически-эмоциональное постижение народной поэзии, через усвоение и переработку характерных мотивов и образов народного изобразительного творчества.

Сам Савва Иванович Мамонтов был человеком незаурядным и необыкновенно художественно одаренным. Будучи крупным промышленником и строителем железных дорог, он стал видным деятелем в области художественной культуры, вклад его в историю русской культуры огромен. Мамонтов родился 14 октября 1841 года в городе Ялуторовске Тобольской губернии (ныне Тюменская область), в купеческой семье. С 1859 года в качестве вольнослушателя посещал лекции на юридическом факультете Московского университета. В 1862 году по настоянию отца, опасавшегося вольнодумных настроений сына, Мамонтов был отправлен в Баку. С этого времени в течение ряда лет он выполнял поручения отца на нефтяных промыслах в Баку, в Торговых факториях Персии, а затем в Милане. Вернувшись в Москву, стал участником в деле отца по строительству северной железной дороги.

В Милане Мамонтов, проявив большие способности, начал обучаться пению, готовя себя к артистической деятельности. Но, возвратившись в Москву, занялся торговыми и промышленными делами, а после смерти отца в 1869 году вошел в Правление Московско-Ярославской железной дороги.

С Москвой и Абрамцевым, где поселилась семья Мамонтова с 1870 года, связана разносторонняя деятельность Мамонтова в области художественной культуры. Его встреча в Риме в 1872 г. с В.Д. Поленовым, М.М. Антокольским, А.В. Праховым, а позже, в 1874 году в Париже с И.Е. Репиным и В.С. Серовой дает начало абрамцевскому художественному кружку, в котором Мамонтов в течение двух десятилетий объединяет ряд передовых художников, артистов и музыкантов. Летом в Абрамцеве жили и работали братья В.М. и А.М. Васнецовы, М.М. Антокольский, И.Е. Репин, В.Д. и Е.Д. Поленовы, М.А. Врубель, И.И. Левитан, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, И.С. Остроухов и другие. Абрамцевский художественный кружок являлся в то время центром московской художественной жизни и многие выдающиеся художники 80-90-х годов обязаны ему развитием своего творчества.

Огромную роль сыграл абрамцевский кружок и в развитии театрально-декорационного искусства. Из домашнего театра с участием семьи Мамонтова и живших в Абрамцеве художников рождается в 1885 году частная опера Мамонтова. Музыкант, драматург и режиссер Мамонтов участвует в создании каждого спектакля и привлекает в театр лучшие молодые силы. В Русской частной опере пели Ф.И. Шаляпин, Н.И. Забела-Врубель, нашли свое признание оперы Н.А. Римского-Корсакова. В Абрамцеве в 1882 году была открыта столярная резчицкая мастерская, послужившая развитию народных художественных ремесел. С 1885 года в ее работе большое участие принимала Е.Д. Поленова.

К 1872 году относится начало самостоятельных занятий С.И. Мамонтова скульптурой, которые он не оставлял до конца жизни. Посетив Рим зимой этого года, он пользовался советами жившего там Антокольского, и некоторое время в начале 1873 года работал в его мастерской. Руководство Антокольского продолжалось и в дальнейшем: в письме 1873 года он подробно разбирает по фотографии исполненный Мамонтовым портрет отца и, бывая в Абрамцеве, советами направляет работу скульптора.

Мамонтов неоднократно ездил за границу с художественно-образовательной целью. Особенно интересной была его поездка в Италию вместе с К.А. Коровиным в 1888 году.

Как скульптор Мамонтов работал в области скульптурного портрета и декоративной майолики. Из скульптурных произведений Мамонтова следует назвать бюст В.И. Сурикова (гипс, Государственный Исторический музей, Москва; мрамор, Государственная Третьяковская галерея), автопортрет (барельеф, гипс, ГЦТМ); портреты: Г.Н. Федотовой, Б.Д. Поленова, В.М. Васнецова (1880), Н.В. Якунчиковой (1880), М.М. Антокольского (барельеф), В.С. Мамонтовой (1900) (все - гипс, Музей-усадьба «Абрамцево»), Н.А. Римского-Корсакова (1900, терракота, Якутский музей изобразительных искусств; гипс, Музей-усадьба «Абрамцево», Дом-музей П.И. Чайковского, Клин). С целью возродить «древнейший вид русского художественного производства» им была открыта в 1890 году гончарная мастерская, в которой работали жившие летом в Абрамцеве М.А. Врубель и В.А. Серов. В конце 1890-х годов мастерская была переведена в Москву за Бутырскую заставу, где Мамонтов в последний период жизни работал, главным образом, над майоликой. Его произведения этого времени были представлены на выставке художественной индустрии в 1916 году в Москве. Под его руководством в мастерской работали молодые тогда скульпторы А.Т. Матвеев, Д.С. Стеллецкий и другие. Умер С.И. Мамонтов 18 (31) марта 1918 года в Москве и был похоронен в Абрамцеве.