ГЛОССАРИЙ

п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Абрамцевский кружок

возник в окружении мецената С.И. Мамонтова в 1872 году, находился в его подмосковном имении Абрамцево. Кружок стал своеобразной кузницей идей и форм нового русского искусства. Объединял крупнейших деятелей культуры конца XIX - начала XX веков. В деятельности кружка возникает новое понимание народности в искусстве - как воссоздание народного духа в современном искусстве через лирически-эмоциональное постижение народной поэзии, через усвоение и переработку характерных мотивов и образов народного изобразительного творчества

2

Акварель

краски, разводимые на воде; техника живописи такими крас-ками по бумаге, отличающаяся особой легкостью и прозрач-ностью; картина, написанная в технике акварели

3

Анфилада

ряд комнат или залов, расположенных по одной оси и соеди-ненных друг с другом дверями

4

Архитектоника

построение, соразмерность художественного произведения

5

«Голубая роза»

одно из самых крупных художественных образований после окончившего свое существование в 1904 году «Мира искус-ства», созданное в 1907 году. Для «Голубой розы» характер-на близость к поэтике символизма, проявившаяся в принц-пиальной установке на трансформацию, пересоздание обра-зов действительности с целью исключить возможность бук-вального восприятия вещей и явлений, пробудив в них нео-быденные, высокие связи и значения. Художникам этого объединения свойственны поиски утонченных цветовых от-ношений, декоративно-орнаментального ритма, сложных эф-фектов живописной фактуры

6

Графика

искусство изображать предметы линиями и штрихами прак-тически без применения краски, а также произведения этого искусства

7

Гротеск

произведение искусства, исполненное в фантастическом, ут-рированном или уродливо-комическом стиле

8

Гуашь

непрозрачная акварельная краска; картина, написанная таки-ми красками

9

Дивизионизм

живописный метод, заключающийся в разложении видимо-го цвета на спектрально чистые цвета палитры. Изобрета-телем метода являются французские художники – постим-прессионисты Сера и Синьяк

10

Импрессионизм

от французского слова impression - впечатление. Направле-ние в европейской живописи второй половины XIX - начала XX веков, зародившееся во Франции, ставящее задачи пере-дачи действительности в ее мгновенном, изменчивом, сию-минутном состоянии, стремящееся к воспроизведению лич-ных переживаний, настроений и впечатлений художника. Название происходит от программной картины К. Моне «Впечатление: восход солнца». Крупнейшие представители - К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, А. Сислей и др.

11

Карниз

выступающая вперед полка, венчающая наружные стены здания или какую-либо часть здания. Украшает здания и за-щищает их от дождя

12

Критический реализм

реалистический художественный метод, основанный на глу-боком критическом осмыслении и отображении действите-льности, свойственный русской демократической культуре второй половины XIX века

13

Майолика

изделия из обожжённой глины, покрытые глазурью и крас-ками

14

«Мир искусства»

объединение, существовавшее с 1898 до 1924 г., объедини-вшее мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех лет, представляет собой одно из крупных явлений русской художественной культу-ры. Основные положения - автономия искусства, представ-ление о том, что проблемы современной культуры - это ис-ключительно проблемы художественной формы и что глав-ная задача искусства - воспитание эстетических вкусов рус-ского общества, прежде всего, через знакомство с произве-дениями мирового искусства

15

Модерн

стиль в искусстве рубежа XIX-XX веков, более всего про-явившийся в архитектуре, отличающийся подчеркнутой де-коративностью; модерну свойственна синтетическая основа искусства (синтез архитектуры, живописи, пластики, деко-ративно-прикладного искусства), утраченная в художествен-ной культуре второй половины XIX века. Название проис-ходит от латинского слова modernus - новый, современный

16

Московское Училище живописи, ваяния
и зодчества

образованно в 1843 году из Московского художественного класса, возникшего десятилетием ранее. В административ-ном отношении Московское училище существовало на пра-вах филиала Академии, но дух училища и характер педаго-гики отличались демократизмом и свободой, открывавшим большие возможности для поощрения реалистических тен-денций в искусстве и развития новаторских идей и принци-пов. Со второй половины XIX века Училище играет значи-тельную роль в общехудожественном процессе

17

Неоклассицизм

направление в искусстве рубежа XIX-XX веков, претворен-ным образом возраждающее формы русского классицизма конца XVIII - первой половины XIX вв. (Классицизм – нап-равление в искусстве, основанное на подражании античным образцам)

18

Неоромантизм

направление в литературе и искусстве рубежа XIX-XX ве-ков, обращенное к принципам романтизма предшествующей эпохи, характеризовавшееся стремлением к возвышенно-взолнованному, патетическому стилю, к изображению идее-альных героев и чувств, противопоставленных окружающей действительности

19

Неорусский стиль

национальное направление в искусстве русского модерна, от-личающееся соединением не механически заимствованных, но творчески переработанных форм древнерусского искусст-ва с формами, характерными для романтического модерна

20

Ордер

один из видов архитектурной композиции, состоящий из вертикальных несущих частей - опор в виде колонн, столбов или пилястр - и горизонтальных несомых частей – антаб-лемента. Наиболее распространенные в античной, а вслед за ней в классицистической архитектуре ордера - дорический, ионический и коринфский

21

Пастель

мягкие цветные карандаши для живописи, а также испол-ненные ими картина или рисунок

22

Передвижничество

направление в русской живописи второй половины XIX в. Русские художники - члены «Товарищества передвижных художественных выставок», основанного в 1870 году и объединившего передовые художественные силы. Передви-жными выставки назывались потому, что устраивались не только в Петербурге и Москве, но и в провинции. Идейная программа передвижничества - отражение жизни со всеми ее острыми социальными проблемами, во всей злободневности

23

Полуротонда

полукруглое в плане здание с куполом

24

Портал

декоративно обработанный дверной проем здания

25

Постимперссионизм

условное название направления в искусстве, последовавшее за импрессионизмом, развивавшего и трансформировавшего открытые импрессионизмом живописные принципы. Охва-тывает период с 1886 года - последней выставки импрессио-нистов до появления кубизма. Крупнейшие художники – Ван-Гог, Гоген, Сезанн, Сера, Синьяк, Тулуз-Лотрек и др.

26

Поэтика

поэтическая, художественная манера, свойственная тому или иному художнику, направлению или эпохе. Другое значение - теория литературы, учение о поэтическом творчестве

27

Сандрик

небольшой карниз над окном или дверью

28

Символизм

направление в искусстве и литературе конца XIX - начала XX веков, проникнутое крайним индивидуализмом и мисти­цизмом

29

Союз русских художников»

одно из крупнейших выставочных объединений начала
XX века после «Мира искусства». Инициатива его создания принадлежала московским живописцам, испытывавшим не-довольство ограниченностью эстетической программы и стилистической направленности «Мира искусства». Члены «Союза» отстаивали права национальной тематики в искус-стве в противовес программному «западничеству» «Мира искусства». В искусстве «Союза» сформировался русский вариант живописного импрессионизма, сочетающий непо-средственность восприятия натуры с поэтизацией образов крестьянской России

30

Темпера

краска, связующим которой являются различные эмульсии (яичная, казеиново-масляная и др.)

31

Третьяковская галерея

художественная галерея, представляющая собой крупней-шее собрание русского искусства, в первую очередь картин русской реалистической школы. Основана коллекционером и выдающимся деятелем русской культуры П.М. Третьяко-вым как частная галерея, в 1892 году передана в дар городу Москве. Ныне - Государственная Третьяковская галерея

32

Формалистические искания

поиски метода и стиля в искусстве, в которых первенствую-щее значение имеет форма произведения, практически не зависящая от содержания

33

Фриз

орнамент, роспись или рельеф в виде полосы или ленты, увенчивающие или обрамляющие ту или иную часть архи-тектурного сооружения; средняя полоса антаблемента ме-жду архитравом и карнизом

34

Фронтон

верхняя часть фасада в виде треугольника, ограниченного двумя скатами крыши и горизонтальным карнизом

35

Хиазма

композиционный прием в античной скульптуре, при кото-ром фигура изображается в легком перекрестном Х-образ-ном изгибе, сообщающем естественную грацию движению фигуры, пребывающей в состоянии покоя


* Литература, отмеченная знаком (*), представлена в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке СГА. На основании этой литературы был составлен тематический обзор.