А.С. Голубкина

Анна Семеновна Голубкина родилась 28 января 1864 года в городе Зарайске Рязанской губернии, в семье огородника, она была внучкой крепостного крестьянина.

Скульптурой А.С. Голубкина начала заниматься в Классах изящных искусств художника-архитектора А.О. Гунста в Москве в 1889-1890 годах у С.М. Волнухина, затем, в 1891-1894 годах, состоя вольнослушательницей, училась в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве у С.И. Иванова и в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге в мастерской профессора В.А. Беклемишева.

В 1890-х годах Голубкина дважды ездила в Париж с целью пополнения художественного образования. В 1895-1896 годах занималась в частной мастерской Ф. Коларосси, но по болезни вынуждена была покинуть ее. В 1897 году она снова работала в Париже в своей мастерской, пользуясь консультациями О. Родена, которого Голубкина считала своим подлинным учителем. По возвращении в Россию в 1899 году Голубкина работала в Москве и Зарайске.

В 1901 году Голубкина исполнила по заказу С.Т. Морозова горельеф над входом в Московский Художественный театр; в 1902 году - принимала участие в конкурсе на памятник первопечатнику Ивану Федорову. В 1902-1903 годах скульптор снова жила в Париже, где изучала технику работы в мраморе. Из Парижа Голубкина совершила поездку в Лондон для ознакомления в музеях с искусством Египта и Ассирии. Вернувшись в Россию, постоянно жила в Москве, поддерживая связь с революционно настроенными кругами общества Зарайска. В 1904-1907 годах она принимала активное участие в русском революционном движении, а в 1907 году была предана суду за распространение прокламаций и приговорена к одному году заключения в Крепости, откуда была освобождена по болезни.

Голубкина работала в области портрета и декоративной скульптуры, ей принадлежит и ряд станковых композиций. Свойственный импрессионизму принцип изображения явлений в становлении, в движении был преобразован ею в обобщенно-символическое выражение идеи пробуждения человеческого духа. Символическая ассоциативность пронизывает отношение к материалу и самый процесс творения, делания, лепки скульптуры. Материал мыслится заряженным магнетизмом духовной выразительности, как бы томлением по духовности, которая актом творчества высвобождается из плена бессознательного пребывания в хаосе бесформенности. Человеческий лик в скульптурах Голубкиной - это как бы непроизвольная вспышка жизни и сознания в игре стихийных сил. Но реализация этой символической программы, этой драмы сознания, брезжущего в бессознательном бытии материи, необходимо обусловлена наличием в скульптурном образе известной доли аморфности, отчего он выходит порой отрывочно - фрагментарным, кажется застывшим видением, скульптурной галлюцинацией (портрет А. Белого, 1907). Ярче, чем в творчестве других скульпторов, и созданиях Голубкиной отразились приметы кризисного времени. Если и одних случаях это время порождает образы, олицетворяющие действенную силу истории (скульптура «Сидящий», 1912), то на другом полюсе оно отзывается в ее творчестве сострадательной чуткостью к тем, кто молчаливо выносит на себе гнет исторических превратностей. Такими чувствами в большинстве своем отмечены женские образы Голубкиной - «Изергиль» (1904), «Марья» (1903), «Старая» (1911). Их объединяет ярко выраженный демократизм типажа. В них - печать горечи, скорби, усталости от жизненных забот. Но эти чувства как бы преодолены, уравновешены возвышающей их спокойной готовностью к приятию новых испытаний. Жизнь наделила их не мелкой жалостью к себе, а даром сострадания к другим, что составляет основу нравственной красоты этих образов Голубкиной.

В творчестве скульптора особенно плодотворным является период с 1903 по 1913 год. За эти годы созданы: статуя «Идущий» (1903, гипс, Государственный Русский Музей; бронза, Архив художественных произведений Министерства культуры СССР. Загорск); портреты - М.Г. Среди-ной (1904, гипс, Государственный Русский Музей; бронза, Государственная Третьяковская галерея; дерево, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева), Л.И. Сидо-ровой (1906, гипс и бронза, Государственный Русский Музей; мрамор, Государственная Третьяковская галерея), А.Н. Толстого (1911, дерево, гипс, бронза, Государственная Третьяковская Галерея; гипс, Иркутский обл. художественный музей, Самарский городской художественный музей, собр. семьи В.Н. Голубкиной и Л.И. Толстой; бронза, Государственный Русский Музей, Киевский музей русского искусства, Рязанский областной художественный музей), А.М. Ремизова (1911, дерево, Государственная Третьяковская галерея; гипс и бронза, Государственный Русский Музей), «Женщина в чепце» (1913, мрамор, собр. семьи В.И. Голубкиной); композиции - «Пленники» (1908, мрамор, Государственный Русский Музей), «Две» (1910, мрамор, Киевский музей русского искусства), «Кариатиды» (1911, гипс и бронза, Государственный Русский Музей; дерево, собр. семьи В.Н. Голубкиной), «Спящие» (1912, мрамор, Государственный Русский Музей).

А.С. Голубкина состояла членом-художником Московского Общества любителей художеств с 1898 года, Московского товарищества художников с 1906 года и общества художников Salon d, Autоmne («Осенние салоны») в Париже. В годы, осложненные событиями первой империалистической войны, затем тяжелой болезнью скульптора, крупных произведений не было создано. В этот период (1913-1916) Голубкина занималась педагогической работой - руководила скульптурным отделением на Пречистенских рабочих курсах.

Особенным богатством и разнообразием стилистических и жанровых форм отличается скульптурное творчество С.Т. Коненкова (1874-1971).