Влияние Востока

На заре средневековья Византия оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Но нужно напомнить, что позднеантичное искусство отошло далеко от своих классических греческих основ. Оно впитало элементы искусства Египта, Сирии, Ирана и представляло собой сложный сплав, оно испытывало воздействие восточных культов, мистических учений, христианской символики.

Благодаря торговым, экономическим, политическим связям, вся византийская культура и искусство представляли собой соединение живых античных традиций с древней культурой населявших восточные области империи египтян, сирийцев, народов Малой Азии и Закавказья, а также племен Крыма, славян, иллирийцев, других народов. Это не было хаотическое нагромождение разнородных элементов искусства, напротив, Византию отличало единство - языковое, религиозное, государственное.

При всей многоэтничности империя имела одно главное этническое ядро - греков, в её культурной жизни с VI в. преобладал греческий язык. В стране господствовала христианская религия. Империя сохранила устойчивую государственность, сильную императорскую власть и централизованное управление, - всё это отразилось на искусстве Византии.

Исключительно большое значение для сложения ранневизантийского искусства имело искусство Ближнего Востока. Малая Азия и в дальнейшем входила в состав основной территории Византийской империи. Сирия, Месопотамия и Палестина (до завоевания их арабами в VII в.) также сыграли существеннейшую роль. Здесь формировалось искусство, проникнутое суровым, подчас мистическим духом. Оно рождалось в сложной социальной и культурной обстановке.

Большие цветущие позднеантичные города соседствовали с селениями, в которых господствовала культура, сохранявшая древневосточные черты. Христианство утверждалось здесь в среде, испытавшей социальный и национальный гнёт со стороны иноземцев, принесших на Ближний Восток античную культуру. Христианская религия на Востоке приобрела поэтому особенную аскетичность и мистичность, которых мы не найдём, например, в Риме.

Церковное строительство стало широко развиваться на Ближнем Востоке с первой половины IV в. Значительную группу в архитектуре IV и V вв. составляют церкви, либо перестроенные из античных храмов, либо сооружавшиеся в позднеантичных традициях. Но основной наиболее сильной тенденцией было истолкование обычных типов базиликальных и центрических зданий соответственно местным религиозно-художественным идеалам. Архитектурные памятники этого направления отличаются большим разнообразием вариантов, но всем им уже свойственно средневековое понимание храма как олицетворения земной и небесной церкви, как сооружения, содержание которого решительно не допускает никаких черт светской парадности.

В типичной для архитектуры Ближнего Востока базилике Кальб-Лузо (Северная Сирия, V в.), средний неф обрамлён приземистыми мощными столбами, соединенными тяжеловесными арками с большими пролётами, благодаря которым пространство боковых нефов как бы перетекает в пространство среднего нефа. В ряде базилик, сооружавшихся в Южной Сирии и в Месопотамии, мы встречаемся с редкой для базилик Запада системой перекрытия нефов не продольными, а поперечными арками.

На Ближнем Востоке в IV-V вв. начали формироваться и новые архитектурные типы.

В зодчестве Малой Азии в конце V в. были предприняты попытки соединить базилику и купол (позднее подобные искания имели место и в западных странах). В Мериамлыке (Киликия), вероятно, между 474 и 491 гг. была сооружена небольшая базилика, разделённая четырьмя столбами на три нефа. Квадратное пространство между столбами было перекрыто куполом.

Новаторские задачи решались и в архитектуре купольной базилики в Коджа Калесси (Исаврия, V в.), где купол был сооружен в центре трёхнефной базилики над средним нефом. Своеобразным памятником, сочетающим центрическую систему плана с базиликальным, является церковь Симеона Столпника (Калат-Семан, около Антиохии, V в.): вокруг центрального восьмигранного открытого двора (есть предположение, что этот двор был перекрыт сводом) по странам света расположены четыре трёхнефные базилики. Это здание говорит о поисках крестообразного плана храма, который впоследствии стал характерным для архитектуры Византии. Одновременно в городах Сирии были созданы и значительные светские здания.

В Эль Бара, Дейр Санбнле, Рувейхе сохранились остатки больших двухэтажных жилых домов, фасады которых украшены колоннадами.

В Сирии был выполнен также ряд рукописей с миниатюрами и многие произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Сирийская миниатюра долго оказывала влияние на живопись Византии в целом. Для сирийской школы живописи (в том виде, в каком её можно реконструировать) были характерны экспрессия и драматизм образов.

Своеобразное место в византийском искусстве IV-V вв. занял Египет, где сложилось коптское искусство, то есть искусство периода распространения и утверждения христианства в Египте.

Крупнейший город Египта - Александрия - был хранителем традиций эллинистического искусства. Здесь создавались произведения, сочетавшие новые христианские идеи с наследием позднеантичного художественного творчества. Воздействие искусства Александрии на искусство других областей Византии было чрезвычайно большим. К югу от Александрии, в дельте и долине Нила, в то время наряду с эллинистическими традициями существовало искусство, связанное с древними представлениями о мире широких масс местного населения и впитавшее в себя древнеегипетское наследие. Противоречие этих двух направлений в искусстве усугублялось сложными условиями социальной и религиозной жизни. Непосильный налоговый гнёт Византии будил политическую борьбу против империи. Этому соответствовала религиозная борьба господствовавшего в Египте монофизитства против официальной церкви. Художественная культура Египта также постепенно отдалялась от византийской культуры, которая воспринималась как враждебная.

Местные черты отчётливо сказались в культовой архитектуре. Так, большая базилика Белого монастыря (V в.) обнесена стенами, толщина которых уменьшается кверху, вследствие чего наружная поверхность стены становится покатой, как в древнеегипетском храме.

Купольная архитектура представлена главным образом мавзолеями в Эль-Багауате в Ливийской пустыне. Это небольшие, довольно примитивные постройки, интересные сохранившимися в некоторых из них росписями. Исполненные на библейские темы, эти росписи передают множество местных мотивов, включая элементы египетского пейзажа, изображения нильских барок и т. д. Манера письма - примитивная, наивно-выразительная; фольклор сочетается с древнеегипетской живописью.

В Египте широкого развития достигло искусство рельефа, резьбы по кости и особенно художественного ткачества. Коптские ткани, открытые в погребениях, представляют собой уникальный комплекс художественных памятников. В IV-V вв. в изображениях на тканях господствовали эллинистические традиции. Тематика была связана со старыми религиозно-мифологическими представлениями. Таковы два медальона IV в. с изображением Нила и богини земли Ге. Погрудные изображения Нила и Ге трактованы объёмно, с помощью тонких переходов цвета. По контуру проходит светло-голубая полоса, создающая впечатление воздушного слоя, окружающего фигуры. Яркие, сочные, типичные для тканей того периода цветочные гирлянды окружают медальоны. В тканях VI-VII вв. господствуют христианские сюжеты. Изображение становится плоскостным, цвет локальным.

Коптское искусство замыкалось в себе, приёмы его становились упрощёнными. Ко времени арабского завоевания художественная культура коптского Египта приобрела застойно-провинциальный характер. Только включившись в иной мир - арабской художественной культуры, - Египет вновь дал образцы высокого искусства.

Таким образом, очевидно несомненное влияние восточных провинций Римской империи на искусство Византии, а через Византию, - и на искусство раннесредневекового Запада.