Византийский храм и его символика

Византийское искусство на свой лад питалось этой компромиссностью христианского учения. Блеск и парадность, золото и мрамор, красочность и сияние - всё оказалось уместным, как символ духовного блаженства. А вместе с тем эта роскошь, эта изысканная зрелищность так хорошо отвечали всему «земному» стилю восточной ромейской империи, вкусам богатого, знающего толк в наслаждениях константинопольского двора.

Сама церемония богослужения, совершавшаяся в византийских храмах, была примером тончайше разработанного «символического искусства». Византийскую церковь современники называли «бестелесным и духовным театром».

Архитектурные формы средневековых христианских церквей сильно изменились по сравнению с античными. В античных храмах классического типа очень большую роль играло их наружное пластическое решение и очень малую - внутреннее пространство. Внутри, в полумраке, стояла статуя божества, а все обряды и празднества происходили снаружи, на площади. Назначение христианской церкви иное: она мыслится не как обиталище Бога (потому что ведь христианский Бог бестелесен; икона - это не сам Бог, а только его символ), но как место, где собирается для участия в таинстве община верующих.

Организация внутреннего пространства становится главной задачей зодчих, а внешний вид здания решается, скорее, как производное, как оболочка. Причём внутреннее пространство церкви должно отвечать многим требованиям: быть вместительным, быть удобным для совершения ритуала, разграничивать места священнослужителей и «паствы», выделять особое место для алтаря и, наконец, заключать в себе ту символику, которой пронизано во всех деталях церковное христианское искусство.

Каноническое расположение сюжетов на стенах храма определялось тем, что, согласно христианским представлениям, храм был символом неба и земли, рая и ада. Средневековый человек в силу своего спиритуалистического мировоззрения особенно остро ощущал весь огромный мир, в котором он жил.

Здесь царит строгая иерархическая система расположения сюжетов, призванная иллюстрировать основные догматы христианства. По этой системе в куполе (или в конхе апсиды, если купола не было) всегда помещалось большое поясное изображение Христа Пантократора, в апсиде – фигура Богоматери, чаще всего в типе Оранты, т. е. молящейся с воздетыми руками, по сторонам от неё, как стражи – фигуры архангелов, в нижнем ярусе – апостолы, на парусах – евангелисты, на столбах – Благовещенье, на стенах трансепта – сцены из жизни Христа и Марии, на западной стене – Страшный Суд и т. д.

Верующий человек всегда ожидал второго пришествия Иисуса Христа, чтобы судить людей, это пришествие должно произойти с востока. Все христианские церкви имеют алтарь в восточной части. Таким образом, они обращены туда, где по христианскому представлению расположен центр земли - Иерусалим с горой Голгофой, на которой был распят Иисус Христос.

С противоположной стороны от алтаря, на западе, у входа в храм часто находилась крещальня, как символ прихода в христианство.