Римско-эллинистическое искусство времён начала упадка империи

Византия - прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, избежавшая варварского завоевания. Многие столетия она опережала страны средневековой Европы как центр высокой культуры и искусства. Византийскую империю часто называют мостом, перекинутым между Западом и Востоком.

Ещё в IV веке Римская империя распалась на две самостоятельные части, каждая со своим императором, - Западную и Восточную. Столицей Восточной части стал Константинополь, основанный императором Константином на месте прежней греческой колонии Визант. Византия устояла в бурях V столетия и сохранилась, после падения Рима, как «империя ромеев». В VI веке, при императоре Юстиниане, она занимала обширную территорию (даже Италия была ненадолго отвоевана) и была по сравнению со своими соседями, примитивными варварскими государствами, страной величественной и блестящей, со сложным аппаратом государственного управления и высокоразвитой дипломатией.

Переход от рабовладения к феодализму происходил в Византии постепенно, без резких катаклизмов. Свой международный престиж Византия поддерживала не только военными мерами, но и дипломатическими хитростями - лавировала, подкупала, применяла принцип «разделяй и властвуй», поражала своих соседей импозантным величием. Внушительный облик Константино-поля, его могучий флот, великолепные архитектурные сооружения, ослепительная пышность придворного церемониала и церковной службы действовали неотразимо. Остготский король Атанарих, посетив Константинополь, воскликнул: «Без сомнения, император есть земной бог, и кто осмеливается на него подняться, сам будет виновен в пролитии собственной крови».

В областях, вошедших в состав Восточной Римской империи: Константинополя, Балканского полуострова, Малой АЗИИ, Сирии, Египта с его главным культурным центром Александрией, важную роль сыграли художественные традиции города Рима, а также Равенны. Художественная культура обладала в IV-V вв. настолько сильными чертами местного своеобразия, что многоликое искусство Византии в тот период не составляло ещё единой художественной системы. Вместе с тем в искусстве всех этих центров протекал в различных формах одинаковый по своей природе историко-художественный процесс: новые, спиритуалистические идеи противоречиво сочетались с художественными приёмами, ещё тесно связанными с традициями античности.

Невозможно составить полное представление об искусстве каждой из областей Византии конца IV и V в., так как многие памятники не сохранились до нашего времени. Лишь дополняющие друг друга сведения об отдельных областях дают возможность нарисовать общую картину развития искусства того времени на всей территории империи.