Мозаика

Из больших циклов монументальной живописи лучше всего сохранились мозаичные и фресковые композиции в главном храме монастыря Хосиос Лукас в Фокиде. В этих мозаиках наряду с повествовательным христологическим циклом представлены отдельно изображённые фигуры святых.

Яркие, чистые цвета, локально окрашивающие поверхность, выразительные лики с неестественно увеличенными глазами, их подчеркнуто восточный тип, фронтальные позы, которым отдавали предпочтение художники, не всегда правильные пропорции фигур, скованность движений явились результатом того, что авторы этих мозаик работали далеко от столицы и были воспитаны на образцах искусства восточных провинций империи.

Эти художники часто стремились подчеркнуть жесты персонажей. Например, в сцене «Омовение ног» апостол Пётр выразительно поднимает руку высоко вверх. Пропорции фигур здесь часто зависят от общих принципов построения композиции.

Так, в «Распятии», стремясь подчеркнуть горизонтальную линию вверху сцены, художник неестественно удлиняет руки Христа. Фронтальность и застылость тел персонажей иногда контрастирует с движением складок их одежд, с развивающимися драпировками плащей.

Работавшие в храме художники часто применяли широкие полосы, подчеркивающие архитектурные членения стен и сводов или отделяющие сцены. В композиции вводятся состоящие из крупных, раздельно начертанных букв, надписи, которые воспринимаются как часть общей системы декора.