ГЛОССАРИЙ

п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Арианство

одно из течений в христианстве IV-VI вв. Названо по имени священника Ария (умер в 336), отрицавшего божественную природу Христа и считавшего его «превосходнейшим творением» бога-отца. Арианство не признавало догмат о единосущности Бога-отца и Бога-сына, считая его признанием двоебожия. Осуждено как ересь Никейским собором 325 г.

2

Арка

криволинейное перекрытие пролёта в стене или простран-ства между двумя опорами. Наиболее совершенными являются сводчатые арки, изобретённые в древнем Риме

3

Атрий

исходно - основное помещение в античном римском доме, где располагался очаг. В христианской архитектуре - четырёхугольный двор перед храмом (особенно базиликой), расположенный к западу, с колодцем посередине. Служил местом пребывания кающихся и преступников, ищущих убежища

4

Базиликальная
архитектурная форма

прямоугольное в плане здание, разделялось внутри рядами колонн на несколько (обычно нечётное число) нефов, главный из которых был выше остальных и заканчивался с востока апсидой. Внутренние помещения базилики освещались через оконные отверстия над крышами боковых нефов. Одной из разновидностей базилик была крестообразная, образованная добавлением поперечного нефа (трансепта) расположенного ближе к восточному концу и выступающего с обеих сторон, так что здание имело в плане форму креста - главного символа христианства

5

Галерея

от итал. galleria. Удлинённое крытое помещение, в котором одна из продольных стен заменена колоннами, столбами или сплошным рядом больших окон

6

Династия Палеологов

(греч. Palaiológoi), последняя династия византийских императоров. Правление династии приходится на время политического ослабления Византии, феодального раздроб-ления страны, засилья в области экономики венецианцев и генуэзцев, наступления теснящих Византию турок-сельджуков

7

Икона

от греч. «eicon» - образ, вид. Живописное или рельефное изображение божеств, святых, религиозных сюжетов и т.п., являющееся предметом религиозного поклонения

8

Иконографический
канон

строго установленная система изображения какого-либо персонажа или сюжетных сцен

9

Инкрустация

от лат. incrusto – покрывать слоем, корой и т. п. Вид декорировки изделия или здания (фасад, интерьер) узорами и изображениями из кусочков дерева, камня, металла и т. п., которые врезаны в поверхности и отличаются от неё по цвету или материалу

10

Интерьер

от франц. interieur - внутренний. В архитектуре – внутрен-нее пространство здания (жилого, общественного, про-мышленного) или какое-либо помещение (вестибюль, фойе, комната, зал и т. п.

11

Иоанн Дамаскин
около 650 -
не позднее 753 гг.

византийский богослов и философ. Монах монастыря
Св. Себастьяна близ Иерусалима. Создал законченную си-стему патристики, лёгшую в основу богословской системы восточной церкви и оказавшую влияние на западную схо-ластику. Основной труд - «Источник знаний»

12

Катакомбы

подземные помещения искусственного или естественного происхождения, использовавшиеся для погребения хри-стиан и иудеев

13

Комнины
1081-1185 гг.

династия византийских императоров. Правление Комнинов было блестящим периодом в истории страны. Империя в последний раз возвратила себе былое величие и прежнюю централизацию. Византия отвоевала у сельджуков почти всё Малоазийское побережье, подчинила Сербию и Вен-грию, боролась за гегемонию в Италии, успешно пред-отвратила конфликты с крестоносцами

14

Консульский диптих

скреплённые попарно пластинки из слоновой кости, украшенные рельефными изображениями и текстами. Дип-тихи изготовлялись в ознаменование вступления консула в должность

15

Крестово-купольная
архитектурная форма

здание чаще всего квадратное в плане, четыре массивных столба делят внутреннее пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. Примы-кающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест

16

Купольная базилика

редкий тип христианского храма, представляющий собой сочетание прямоугольного базиликального плана с ку-польным перекрытием. Ярчайший образец купольной бази-лики - храм Св. Софии в Константинополе

17

Максим Исповедник
580-662 гг.

богослов, один из отцов восточной церкви. Был настоя-телем монастыря Хризополис около Константинополя. Как мистик и неоплатоник вёл борьбу с монофизитами

18

Миниатюра

произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приёмов

19

Мозаика

вид монументальной живописи; изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц: камень, смальта, галька и т.д. Мозаика составляется из мелкоразмерных или более крупных частей материала, подобранных по рисунку, плотно пригнанных друг к другу и скреплённых между собой и с грунтом вяжущим веще-ством

20

Монофизитство

от греч. «mоnоs» - один и «physis» - природа. Одно из те-чений христианства, возникшее в Византии в 5 веке. Ос-нователь - константинопольский архимандрит Евтихий. Ут-верждало одну божественную природу Христа, а не две - божественную и человеческую. Осуждено на Халкидон-ском соборе 451 г. как ересь

21

Наос

(греч. naós) центральное помещение в древних греч. Хра-мах, святилище, где стояли статуи богов. В наст. время продолговатая часть внутри православных церквей, от главных входных дверей до алтаря

22

Немесий Эмесский

епископ города Эмессы, неоплатоник. Основное сочинение - «О природе человека».

23

Несторианство

течение в христианстве. Основатель - Несторий (после
381 г. - после 451 г.). - константинопольский патриарх
с 428 г. Согласно его учению Христос является человеком, преодолевшим человеческую слабость и ставшим мессией, в Христе человеческое и божественное начало пребывают лишь в относительном соединении. Осуждено как ересь на Эфесском соборе 431 г.

24

Неф (корабль)

от лат. navis- корабль. Вытянутое помещение, часть ин-терьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов

25

Никифор
Константинопольский
?-828 гг.

крупнейший богослов своего времени. Византийский ари-стократ, начал карьеру в 780-е годы императорским совет-ником. Был ревностным защитником иконопочитания. Ав-тор сочинений, направленных против иконоборцев

26

Ниша-экседра

полукруглая ниша со скамьей на открытом воздухе или в стене помещения

27

Обход

галерея, идущая по периметру или окружности здания

28

Саркофаг

погребальное сооружение (от греческого «sarkofagus» - буквально «пожиратель мяса»). Продолговатый ящик из де-рева, камня, глины и т.п.

29

Смальта

стекло, тонированное природными красителями. Из кусоч-ков такого стекла набирались мозаики

30

Феодор Студит
758-826 гг.

настоятель Студийского монастыря. Создал монастырский устав, получивший название Студийского. Выступал против иконоборческого движения. Автор ряда догма-тических сочинений, канонов и посланий против иконоборцев

31

Феофан Грек

(1330/40-е гг. - после 1405)

иконописец, мастер монументальных росписей и книжной миниатюры. Выходец из Византии. На Русь прибыл через г. Кафу (Феодосия) зрелым мастером, автором многих хра-мовых росписей

32

Фреска

(от итал. fresco, буквально - свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сы-рой штукатурке, которая при высыхании образует тон-чайшую прозрачную плёнку

33

Христос Пантократор

букв. «Вседержитель». Изображение Христа в образе царя небес

34

Центрическая
архитектурная
форма

форма, в которой здание симметрично относительно верти-кальной оси в центре главного помещения (в отличие, например от базиликальной, симметричной относительно продольной оси). Разновидностью центрической формы яв-ляется крестово-купольная

35

Эйдос

от греч. «eidos» - идея, образ. В эстетике Плотина одно из центральных понятий. Плотин рассматривает красоту как овладение сущностью вещей через мир идей. В тер-минологии Феодора Студита внутренний эйдос получил на-именование некоего «подобия», которое является ви-зуальной производной первообраза, или, если так можно выразиться, визуализированной идеей архетипа

36

Экстерьер

(франц. exterieur, от лат. exterior - наружный, внешний) - внешний облик здания