ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Эволюция римско-эллинистического искусства во времена начала упадка империи. Влияние Востока. Живопись катакомб (катакомбы Домициллы). Раннехристианская пластика: саркофаги и мелкая пластика (саркофаг Юния Брасса). Распад стилистического языка античного искусства и появление нового, экспрессивного и декларативного стиля. Культура IV-VI вв. как особая переходная эпоха, закладывающая основы средневекового сознания и искусства. Формирование главных планировочных и объёмно-пространственных типов в архитектуре IV-VI вв. Базилика и центрическое здание. Базилика Санта Мария Маджоре и церковь Санто Стефано Ротондо в Риме, мавзолей Галлы Плацидии и церковь Сан Витале в Равенне. Их мозаическая декорация и монументальная живопись. Постепенное расхождение западной и восточной традиций. Упадок Рима и конец античности.

Основные категории художественного языка византийского искусства. Икона как центр художественной системы византийского искусства; формирование иконы из искусства позднеантичного портрета. Утверждение понятия канона. Ранние иконы Синая. Искусство времени Юстиниана как основа византийского художественного языка. Византийский храм и символика его архитектурной и изобразительной программы.

Базиликальные и центрические церковные постройки. Св. София в Константинополе как совершенная купольная базилика ранневизантийского типа. Мозаики Рима и Равенны. Столичное искусство и проблемы реконструкции его художественного языка.

Иконоборчество, его причины и специфика. Иконопочитание и его значение для последующей истории византийского искусства.

Расхождение западной и восточной традиции и конец античности.

Значение искусства Византии раннего и классического периода.