Архитектура

При строительстве крестово-купольного храма церковный канон выделил три зоны, по которым распределялись сюжетные композиции. В верхней части здания (купол, барабан, конха апсиды) изображались только те сцены, которые мыслились происходившими на небе или в которых небо обязательно должно быть показано. Здесь же художники должны были помещать персонажи, стоявшие на верхней ступени христианской иерархичской лестницы (Христос, Богоматерь, ангелы).

Обычно в куполе храма находилось изображение Христа Пантократора, реже - «Вознесение» или «Сошествие Святого Духа на апостолов». В церковной апсиде, символизирующей собой место рождения Христа (Вифлеемскую пещеру), изображали Богоматерь.

Вторую зону представляли верхние части стен храма. Здесь художники развертывали эпизоды из жизни Иисуса Христа. Это был своего рода монументальный календарь, в который обязательно включались изображения двенадцати праздников. Иногда в больших соборах, если позволяло место, художники усиливали повествовательные тенденции и вводили события из жизни Христа, происходящие между основными эпизодами Евангелия.

В третьей зоне, самой нижней, менее всего значительной, обычно представлены отдельно стоящие фигуры святых, апостолов, святителей, пророков. Их располагали в хронологическом порядке, т.е. соответственно дням памяти каждого персонажа. В самом важном месте, недалеко от центральной апсиды, живописцы помещали святителей и патриархов. Ближе к западу на стенах полагалось изображать второстепенные персонажи - мучеников и, наконец, монахов. Святым, которым был посвящён храм, и патронам заказчиков отводилось наиболее почётное место - ближе к алтарю.

Византийский духовный канон организовывал внутреннее пространство культового строения главным образом с помощью живописи. Роспись храма была подчинена задаче создания гармоничного пространства.