Архитектура: базиликальные и центрические здания

Вклад Византии в развитие архитектуры весьма значителен. Византийские зодчие уже в V-VI вв. переходят к созданию новой планировки городов, характерной для всего последующего средневекового зодчества как на Востоке, так и на Западе. В центре городов нового типа располагается главная площадь с собором, откуда, причудливо переплетаясь, расходятся улицы.

С этого же времени появляются многоэтажные дома с аркадами, а затем строятся и укрепленные резиденции знати и богатых горожан.

Высочайшего развития достигает в Византии церковное зодчество. В церковном зодчестве возобладали архитектурные формы: базиликальная, центрическая, купольная базилика, крестово-купольная.

В дальнейшем тип храма-базилики утвердился в Западной Европе, а в самой Византии и на Востоке преобладал четвёртый тип; его разновидностью являются и русские храмы. Но, так или иначе, все культовые христианские сооружения средних веков, при всей их непохожести, при всём различии стилей, техники, декора, приближаются к одному из основных типов.

В IV-VI вв. несколько крупных христианских церквей-базилик было построено в Риме - базилика Св.Петра (на месте современного Собора Святого Петра), Латеранская базилика, Санта Мария Маджоре (V в.), Сан-Стефано Ротондо и др. Значительные храмы были построены и на восточном берегу Апениннского полуострова - в Равенне, являвшейся центром византийского наместничества. Здесь следует отметить также мавзолей Галлы Плацидии (V в.), сестры императора Гонория, выданной замуж за вестготского короля Атаульфа.

Раннехристианские и византийские базилики - римские и равеннские - отличаются простотой плана. К основному прямоугольному объёму с восточной стороны примыкает полукруглая ниша - алтарная апсида. Часто к западной стороне базилики присоединяется прямоугольный двор, окруженный галереями, - атрий с фонтаном для омовений в центре.

Вторым типом раннехристианского и византийского сооружения были постройки центрического плана. В Равенне была возведена известная церковь Сан-Витале (VI в.), имеющая восьмиугольную (октогональную форму). Центральная часть, перекрытая куполом на барабане, опоясывается кольцом двухъярусной галереи. Последняя связана с основным ядром семью полуциркульными нишами-экседрами. Восьмая отведена для алтаря.

Константинопольский храм Св. Софии представляет собой пример редкого и блестяще решённого объединения обоих конструктивных принципов, то есть базиликального плана с купольным перекрытием (тип купольная базилика). Этот храм снаружи не кажется слишком большим, но внутри поражает своей пространственностью, воздушностью гигантского (30 метров в диаметре), как бы парящего купола.

Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в свою очередь имеют каждый ещё по два маленьких полукупола. Таким образом, всё продолговатое пространство среднего нефа образует систему нарастающих ввысь, к центру, и плавно переходящих друг в друга сферических форм. Их центр, то есть пространство под главным большим куполом, явственно акцентирован, всё движение устремляется к нему.

Здесь, в подкупольном пространстве, стоял украшенный драгоценными камнями амвон и происходили литургии, а зрители помещались, как в ложах, в боковых двухъярусных нефах, отделенных от среднего рядами колонн. Храм Св. Софии казался созерцателю чем-то непостижимым и, как говорит современник, созданным «не человеческим могуществом, но божьим соизволением». Прежде всего такое чувство рождалось при взгляде на купол. Говоря словами того же современника (Прокопия Кесарийского), «кажется, что он не покоится на твердом сооружении, но, вследствие легкости строения, золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает это место. Всё это, сверх всякого вероятия искусно соединенное в высоте, сочетаясь друг с другом, витает в воздухе...».

Впечатление, что золотая громада купола висит в воздухе. Они сами себя скрывают и направляются на то, чтобы создать иллюзию чуда, нерукотворности, непостижимости.

Если для полноты картины представить ещё беломраморное кружево капителей, инкрустацию цветными мраморами изысканных нежных оттенков, мерцание золотых и многоцветных мозаик, благозвучное пение хора, слышное благодаря превосходной акустике во всех уголках огромного храма, лучи солнца, льющиеся сверху и ярко озаряющие подкупольное пространство, оставляя в полумраке боковые обходы, то всё это производит на находящегося в храме грандиозное по эмоциональной нагрузке впечатление. Где-то в этих обходах стояли тысячу лет тому назад и русские послы, ошеломлённые и очарованные действительно волшебным зрелищем.

Собор Св. Софии остался высшим достижением византийской архитектуры: ничего равного ему уже не было создано за последующие девять столетий истории Византии. Однако, скульптура развивалась мало и только в пределах мелких декоративных рельефов из кости, хотя античные статуи продолжали украшать улицы Константинополя. Это понятно: ведь принцип пластичности, осязаемости, живой телесности, столь важный для античного искусства, менее всего отвечал мироощущению теократической феодальной империи. Изобразительные искусства в IV-VI вв. развивались медленнее, чем архитектура, но и там были значимые достижения.