Существует множество теорий эффективной командной работы, которые в большинстве своем опираются на социально-психологические теории взаимодействия между обучающим тренером (преподавателем) и учащимся.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса в детско-юношеских спортивных школах - повышение уровня спортивной подготовки, организация совместной деятельности учащихся в составе команд, привитие им спортивного духа, товарищества и взаимопомощи, стремления к победе.
Основа командной работы – эффективное взаимодействие между обучающим тренером (преподавателем) и учащимся, как в процессе тренировок, так и во время соревнований.
Спортивные термины «тренировка», «тренер», «команда», «победа» прочно вошли в современный словарь физической культуры и спорта. Но такие основополагающие в спорте понятия, как «сплоченность команды», «психологическая совместимость», «оптимальное рабочее состояние», «психорегулирующие методы», «идеомоторная тренировка», «инструменты отдыха и расслабления», «биологическая обратная связь», являющиеся основой любой успешной командной деятельности, еще не нашли должного применения в детско-юношеских спортивных школах.
Физическая культура и спорт - это удивительная сфера жизни, из которой можно извлечь много смелых нестандартных решений, как в области обучения и воспитания, так и в области становления личностных качеств обучающихся.
Продуктивная спортивная команда - идеальная модель человеческого общения, основанного на взаимном доверии, взаимоуважении и взаимопомощи. Особенности спортивной команды - взаимодействие ее членов, взаимоконтроль и взаимопомощь, совместное принятие решений, направленность на достижение успеха и победы в спортивных соревнованиях.
Оптимальное моделирование команды в детско-юношеских спортивных, школах – использование передовых спортивных командных технологий, правильное определение условий наибольшего соответствия выбранного вида спорта характеристикам командной работы.
Огромную роль в становлении и развитии успехов спортивной команды играет тренер. Основная роль тренера - формирование настроя команды, поддержка и сопровождение команды, анализ результатов спортивного соревнования, направление учебно-воспитательного процесса на достижение высоких спортивных результатов.