Физическая культура какорганическая часть культуры общества и личности является основой ее специфического содержания и составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации физического состояния и развития.
Основными функциями педагогического процесса пофизической культуре являются: обучение, воспитание и развитие обучающихся.
Реализация этих функций до сего времени вызывает значительные затруднения. Анализ учебных занятий и спортивно-массовой работы показывает, что активно занимаются физическими упражнениями лишь 60% обучаемых в школе, около 25% – периодически, 15% имеют освобождение от занятий, и их переводят в группу лечебной физкультуры. Поэтому многие из них не получают должной нормы двигательной активности. Хронически недополученные организмом биологически необходимые физические нагрузки приводят к ухудшению здоровья. Причинами такого положения могут быть:
- недооценка значения физической культуры;
- слабая материально-техническая база;
- недостаточное финансирование, отсутствие необходимого спортивного инвентаря, одежды и обуви.
В обучении и воспитании применяется комплекс мер, средств, методов и форм физической культуры, направленных на физическое совершенствование и всестороннее развитие, соответствующее современному уровню общественного прогресса. Процесс обучения предполагает:
- овладение основами личной физической активности;
- приобретение знаний, умений и навыков физической культуры;
- развитие координационных способностей;
- выработку навыков самостоятельной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
- развитие волевых, нравственных качеств и умственных способностей.
К этому следует добавить и формирование таких качеств, как гуманизм, радость общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Для эффективного развития учащихся в процессе обучения преподаватели физической культуры в своей практике используют:
- оптимизацию и интенсификацию обучения на основе применения современных психолого-педагогических и психолого-физиологических технологий;
- деятельностный подход к формированию гармонично развитой личности.
Деятельностный подход в обучении –ориентирование учащихся на усвоение не только готовых знаний и умений, но и на овладение новыми способами физкультурно-оздоровительной деятельности.
Под оптимизацией и интенсификациейпедагогического процесса следует понимать:
- повышение целенаправленности обучения и усиление
- мотивации к занятиям по физической культуре и спорту;
- применение творческих методов и форм обучения;
- использование компьютеров и других технических средств обучения.
Это означает отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации и переход к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных формах физической культуры.
Таким образом, требования, предъявляемые к образовательному процессу, направлены на формирование гармонично развитой личности, в том числе средствами и методами физической культуры и спорта.
Практика свидетельствует, что в основном в школах имеются все возможности для подготовки учащихся физически крепкими, обладающими высокими морально-волевыми, нравственно-духовными и психологическими качествами.
Однако следует иметь в виду, что в современных условиях, притом что требования к физической подготовке остаются высокими, время на обучение по дисциплине физическая культура и спорт – уменьшается.
Интенсификация учебного процесса, введение новых дисциплин, компьютеризация обучения зачастую приводят к нарушению обычного ритма учебы и отдыха, повышению физических и нервно-психических нагрузок.
Постоянное напряжение внимания, точность и своевременность действий, повышенная ответственности ведут к переутомлению и нервным срывам.
Чтобы сохранить высокую работоспособность при интенсификации обучения, учащимся необходимо обладать определенными двигательными навыками и специальными психологическими качествами, которые формируются на занятиях по физической культуре.
В существующей образовательной системе физическая культура и спорт – обязательная и неотъемлемая часть обучения и воспитания, неразрывно связанная с другими учебными дисциплинами. Эта связь заключается в единстве объекта – обучающегося и цели – формированиявысокой социализации личности.
В реализации цели педагогической деятельности по физической культуре используются различные средства, формы и методы, имеющие общие и частные специфические черты.
Так, на занятиях обязательно учитываются возрастные особенности учащихся, особенности физической подготовки мальчиков и девочек. Чтобы занятия были эффективными, преподаватель (тренер) использует специфические формы и методы обучения физическим упражнениям, спортивной тренировки.
В то же время необходимо учитывать комплекс знаний, полученных на занятиях по другим учебным дисциплинам.
Основа системы физкультурного образования – объективные закономерности экономической, общекультурной, социальной жизни общества.В содержании учебного материала по физической культуре используются сведения из целого ряда наук.
Например, имеется прямая связь физической культуры с психологией, так как физическое здоровье напрямую зависит от состояния психики обучаемых.
Успешное овладение знаниями и умениями по физической культуре позволяет учащимся:
- усваивать большой объем знаний по другим дисциплинам;
- поддерживать физическую форму в хорошем состоянии;
- повышать успеваемость в соответствии с поставленными задачами.
Таким образом, в образовательной системе физическая культура находится в тесном единстве с другими учебными дисциплинами, дополняя друг друга в достижении образовательной цели.
К образовательным целям физического развитии учащихся относятся:
- оптимальный уровень развития физических качеств, присущих человеку;
- сохранение и укрепление здоровья, закаливание организма;
- совершенствование телосложения и оптимальное развитие физиологических функций организма;
- длительное сохранение высокого уровня общей и профессиональной работоспособности.
Все эти цели тесно взаимосвязаны между собой и решение каждой из них ведет к решению всех остальных. Однако на каждом из этапов жизни человека приоритет может отдаваться одному или нескольким направлениям. В соответствии с этим и должны подбираться средства для их решения.
К образовательным задачам, решаемым в процессе обучения, относятся:
- приобретение знаний научно-теоретического и практического характера, связанных с физической культурой и спортом и применяющихся в этом роде деятельности;
- индивидуальное формирование жизненно важных и профессионально необходимых двигательных умений и навыков и доведение их до разумной степени совершенства.
С помощью общепедагогических задач решаются вопросы нравственного, идейно-патриотического и трудового воспитания, а также воспитания морально-волевых, эмоциональных качеств и эстетических потребностей.
Главными предпосылками достижения цели и задач обучения и воспитания учащихся является:
- опережающее формирование у молодежи мотивационно-ценностного отношения к физической культуре;
- установка на здоровый образ жизни и физическое совершенствование;
- потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
- подготовка выпускников образовательных учреждений, обладающих высокими практическими навыками и знаниями основ физической культуры;
- способность противостоять физическому и психическому утомлению в процессе учебной и профессиональной деятельности без снижения работоспособности;
- умение планировать и проводить самостоятельную физическую тренировку.
Реализация этих предпосылок предусматривает:
- осознание роли и значения физической культуры и спорта в развитии личности;
- овладение научно-теоретическими, организационными, методическими, педагогическими и практическими основами физической культуры;
- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и спорту, физическому совершенствованию и самовоспитанию, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
- выработка морально-волевых, нравственно-духовных и психологических качеств;
- укрепление здоровья и закаливание организма, повышение устойчивости к воздействию негативных факторов.
Хорошее здоровье и физическое состояние учащихся должны рассматриваться как один из главных результатов специфического и динамического педагогического процесса физкультурного образования.
Физическая культура являетсяважным средством всестороннего гармонического развития личности, социальным фактором продвижения человека по пути физического совершенствования.