В реальной педагогической практике закономерности трансформируются в определенные принципы обучения. В этой связи следует определиться с пониманием принципов обучения и с их классификацией.
Принцип обучения – наиболее общее научно обоснованное и практически значимое положение-предписание, которым следует руководствоваться в решении образовательных задач.
Все принципы обучения подразделяются (классифицируются) на соответствующие группы с учетом определенных показателей (критериев), таких как: отнесенность принципов ко всей образовательной деятельности, использование их при формировании содержания обучения, классификация принципов в соответствии с организацией образовательной деятельности, применение принципов в ходе методического обеспечения процесса обучения.
Классификацию принципов обучения представим в табличной форме (табл. 3).
Таблица 3
Классификация принципов обучения
№ п/п |
Классификация групп принципов |
Название принципов обучения |
1 |
Общие принципы обучения |
Природообразность. Научность. Комплексность. Гражданственность |
2 |
Содержательные принципы обучения |
Целеустремленность. Единство фундаментальности и практичности обучения. Единство науки, образования и практики в содержании и методике преподавания и учения |
3 |
Организационные принципы обучения |
Единство индивидуального и группового подхода к обучению. Преемственность и системность обучения. Плановость обучения |
4 |
Методические принципы обучения |
Сознательность и активность как со стороны обучаемых, так и преподавателей в ходе образовательного процесса. Доступность обучения. Прочность усвоения знаний. Приближенность условий обучения к потребностям жизни и деятельности. Интенсивность обучения |
Каждый из обозначенных принципов реализуется в педагогической практике обучения путем соблюдения определенных требований, правил и рекомендаций. Так, например, руководство принципом природосообразности предполагает опору в ходе обучения на психологические возможности обучающихся, на специфику содержания изучаемого материала и особенности методического обеспечения образовательного процесса в той или иной педагогической ситуации. Принцип целеустремленности предполагает постановку и реализацию соответствующих целевых установок как в ходе отдельных занятий, так и в процессе всей образовательной деятельности. Принцип единства индивидуального и группового подхода к обучению ориентирует педагога на необходимость в ходе проведения занятий учитывать, в частности, уровень подготовленности к занятию как всей группы в целом, так и каждого из обучающихся в отдельности. Принцип прочности усвоения знаний обязывает как педагога, так и обучающихся добиваться такого уровня усвоения последними знаний, которые позволяют им на их основе успешно решать соответствующие задачи.