Раскрытие понятия психологии обучения предполагает предварительное определение терминов «обучение», «психология обучения», а в последующем – раскрытие его сущностных положений.
Обучение – это целенаправленный, специально организованный процесс совместной деятельности преподавателя и обучаемых по формированию у них системы знаний, выработке умений и навыков, развитию способностей на основе положений соответствующего учебного предмета.
Психология обучения – это совместная образовательная деятельность преподавателя и учащихся по усвоению программных положений учебной дисциплины (дисциплин), опирающаяся на их психологические свойства, состояния и процессы.
Психологию обучения как научное понятие характеризуют определенные сущностные признаки (рис. 2).
Рис. 2. Сущностные признаки психологии обучения
Обозначения:
Д – обучающая деятельность.
Ц – цель обучения.
Р – результат обучения.
1, 2 – субъекты обучения.
3 – предмет обучения.
4 – психологические характеристики обучения.
Кратко определимся с пониманием указанных обозначений.
Деятельность – занятие, труд, работа.
Обучающая деятельность – совместная работа педагога и учащихся по усвоению программных положений курса в ходе учебных занятий.
Обучающая деятельность, в свою очередь, подразделятся на познавательную и преобразо-вательную деятельность.
Познавательная деятельность – восприятие, осмысление и запоминание программного материала, приращение его в сознании обучающихся.
Преобразовательная деятельность – работа, предполагающая количественное и качественное изменение знаний, умений, навыков, способностей, психических свойств, состояний и процессов лиц, являющихся субъектами обучения.
Цель обучения – формирование системы сущностных знаний по соответствующим учебным дисциплинам и выработка на их основе умений созидательного решения практических задач.
Результат обучения – те знания, умения, навыки и способности, которые сформированы в результате учебной деятельности у обучающихся.
Субъекты обучения – преподаватели и обучающиеся, которых объединяет совместная целенаправленная деятельность по осмыслению программного материала курса. Преподаватели, соответственно, преподают, т.е. излагают учебный материал в интересах его успешного освоения обучающимися. Учащиеся изучают данный материал, чтобы в последующем эффективно использовать его в жизни и профессиональной деятельности.
Предмет обучения – программные положения, подлежащие усвоению обучающимися в ходе их совместной деятельности.
Психологические характеристики обучения предполагают раскрытие, прежде всего, понятия «психология обучения».
В научной и учебной литературе психология обучения трактуется как:
1) область педагогической психологии, характеризующая закономерности развития личности, становление ее психологических новообразований;
2) особая деятельность, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков.
Психологию обучения как особую деятельность характеризуют:
- психологические свойства;
- психологические состояния;
- психологические процессы.
Психологические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для субъектов обучения.
Перечень психических свойств:
- интеллектуальные (характеризуют мышление личности);
- волевые (активность субъектов обучения по достижению поставленной цели);
- эмоциональные (эмоции, чувства субъектов обучения).
Психические свойства образуют сложные структурные образования личности:
1. Жизненная позиция.
2. Способности.
3. Характер.
Жизненная позиция – это ориентация субъектов обучения на ценности, которые являются значимыми для успеха в жизни и профессиональной деятельности.
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для освоения определенной деятельности, в том числе и учебной, и ее успешного осуществления.
Характер – (от греч. charakter - отпечаток, признак, отличительная черта) это целостный и устойчивый индивидуальный "нрав" человека, проявляющийся в его жизни, манерах, привычках, складе ума, общении, поведении и деятельности.
Психические состояния – это целостные характеристики психической деятельности субъектов обучения в определенный период времени.
Психические состояния имеют определенные характеристики. В их числе:
- целостность;
- подвижность;
- устойчивость;
- полярность.
Целостность – это показатель психического состояния, характеризующий конкретное взаимоотношение всех компонентов психики субъектов образования в определенный промежуток времени.
Подвижность – это показатель психического состояния субъектов образования, заключающийся в его изменчивости на всех стадиях протекания.
Устойчивость – это показатель психического состояния субъектов образования, характеризующийся качественной определенностью на соответствующий промежуток времени познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
Полярность – соответствие психическим состояниям субъектов образования их противоположностей.
Подчеркнем также, что психические состояния определенным образом классифицируются. Они подразделяются на следующие:
1. Личностные и ситуативные.
2. Интеллектуальные, эмоциональные, волевые.
3. Глубокие, поверхностные.
4. Кратковременные, затяжные, длительные.
5. Положительные, отрицательные.
6. Любовь, счастье, горе.
7. Профессиональная пригодность (радость от успехов в работе, волевая активность, профессиональная заинтересованность, готовность творческого вдохновения).
Психические процессы – динамическое отражение действительности субъектов в образовательной деятельности в различных формах психических явлений, свойственных им.
Виды психических процессов:
1. Познавательные.
2. Эмоциональные.
3. Волевые.