Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Деятельность в образовательном процессе – это активное взаимодействие его субъектов в рамках изучаемых программных положений определенных учебных дисциплин.
Деятельность, в ее психологическом понимании, применительно к образованию, включает в себя:
- мотивы;
- действия;
- цели.
Изложенный подход к пониманию деятельности представим схематично (схема 15).
Схема 15. Структура деятельности
Мотивы – это то, что побуждает субъектов обучения к познавательной и преобразовательной деятельности.
Действия – это относительно законченные элементы деятельности ее субъектов, направленные на достижение образовательных целей (схема16).
Цели – это то, на что направлена деятельность субъектов обучения.
Схема 16. Виды действий и их функции
Субъекты обучения – это участники образовательного процесса.
Субъект – это лицо, сознательно действующее в образовательном процессе в интересах успешного решения познавательных и преобразовательных задач.
Психолого-педагогические характеристики субъекта.
1. Субъект предполагает объект.
2. Субъект обществен по форме.
3. Общественный субъект имеет конкретную, индивидуальную форму реализации.
4. Коллективный субъект представлен в каждом индивиде, и наоборот.
5. Сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней и формируется субъект.
6. Субъект индивидуальной деятельности – сознательно действующее лицо.
7. Субъектность определяется в системе отношений с другими людьми – это активность, пристрастность.
8. Субъект формируется и развивается в образовательной деятельности. Данное положение относится не только к развитию ученика, но и к саморазвитию, совершенствованию самого педагога.
9. Специфика субъекта отражает формирование субъекта в системе его отношений с другими участниками образовательного процесса.