Осмысленное восприятие методов обучения предполагает уяснение их сущностного понимания, а также раскрытие их классификации.
В психолого-педагогической литературе содержится ряд определений методов обучения. Приведем наиболее значимые из них.
Метод обучения – это:
1) совокупность способов и приемов образовательной деятельности;
2) путь решения образовательных задач;
3) способы совместной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на достижение образовательных целей.
Методы обучения классифицируются по разным основаниям. Наиболее признанными являются группы методов, подразделяемые по критериям: первый из них – процесс обучения в ходе одного занятия; второй – степень сложности обучения.
В соответствии с первым критерием методы обучения классифицируются следующим образом.
1. Устное изложение знаний.
2. Закрепление изученного материала.
3. Самостоятельная работа.
4. Применение знаний.
5. Оценка приобретенных знаний и умений.
В соответствии со вторым критерием классификацию методов обучения можно представить в следующем изложении.
1. Проблемный метод обучения.
2. Развивающий метод обучения.
3. Формально-логический метод обучения.
4. Эвристический метод обучения.
В реальной педагогической практике методы реализуются с использованием соответствую-щих способов и приемов или же применяются как определенная процедура обучения.
Так, например, устное изложение знаний предполагает использование приемов и способов дедукции, индукции, обобщения, сравнения и т.д. Процедура проблемного метода обучения включает обнаружение противоречия (противоречий) в программном материале, формулирование их в виде проблем, создание проблемных ситуаций, выработка путей решения проблем, обоснование наиболее оптимального пути, реализация его в ходе обучающей деятельности на основе определенной продуктивной идеи.