Рассмотрение методологических основ познавательной деятельности предполагает предварительное раскрытие понятий: методология, познание, познавательная деятельность, методология познавательной деятельности.
Методология – это:
1) в пер. с греч. – учение о методе;
2) в современном понимании – учение о научном подходе к решению задач познания и преобразования явлений реального мира.
Познание – это:
1) процесс приобретения знаний, постижения закономерностей объективного мира (законов природы, общества и мышления), осуществляемый с помощью диалектического метода в соответствии с теорией познания;
2) совокупность знаний в какой-либо сфере (например, в сфере психологии).
С учетом отмеченного, определимся с пониманием психолого-педагогического явления «познавательная деятельность».
Познавательная деятельность – это:
1) процесс учебной деятельности, осуществляемый в соответствии с закономерностями, принципами и методами познания;
2) восприятие, осмысление и запоминание программного материала, приращение его в сознании обучаемого.
Изложенное дает основание для формулирования понятия «методология познавательной деятельности».
Методология познавательной деятельности – это учение о научном походе к решению задач познания.
Методология познавательной деятельности, как ее научная основа, находит свое выражение в процессе познания, осуществляемом на четырех уровнях: философском, диалектико-материалистическом, общенаучном и предметном (т.е. дисциплинарном).
Необходимость в опоре на философские положения, служащие методологией познания, обусловлена тем, что философия «как наука наук» содержит наиболее общие научные положения, которыми следует руководствоваться в познавательной деятельности. В качестве таковых положений выделим следующие:
1. Познание предполагает созидательную деятельность личности.
2. В ходе этой деятельности она должна проявлять активность.
3. В процессе познания осуществляется социализация личности, ее профессиональное станов-ление и развитие.
4. В ходе познания изменяется психология личности.
5. Познавая, личность оказывает преобразующее воздействие не только на себя, но и на окружающий мир.
Потребность в применении диалектико-материалистической методологии в познавательной деятельности обусловлена тем, что, во-первых, процесс познания по своей природе диалектичен, противоречив; во-вторых, основой познания является реальный материальный мир, который в ходе познания отражается в сознании личности в виде совокупности определенных знаний, которые она использует в своей жизнедеятельности.
Диалектико-материалистический уровень методологии находит свое проявление в познавательной деятельности, в соответствующих законах и категориях.
Закон - это взаимосвязь явлений познания, которая должна быть существенной, необходимой и постоянно проявляющейся. Понимание закона можно изобразить схематично (схема 1).
Схема 1. Сущность закона
В числе законов материалистической диалектики, действующих в познавательной деятельности, выделим:
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные, и наоборот.
3. Закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей находит свое применение в познавательной деятельности в противоречивом поиске истины, например, в ходе проблемного обучения.
Закон перехода количественных изменений в качественные, и наоборот, – в постепенном наращивании знаний в познавательном процессе и в «переливе» их в умения решения практических задач.
Закон отрицания отрицания – в освобождении от «фоновых» знаний при выходе на сущностные, жизненно и профессионально значимые.
Категория – это наиболее общее понятие, в соответствии с которым строится процесс познания.
В числе таковых выделим наиболее значимые для познавательной деятельности категории.
1. Причины и следствия.
2. Сущности и явления.
3. Формы и содержания.
Категория причины и следствия проявляется в познавательной деятельности, в частности в том, что в познании важно не только (и не столько) запоминание отдельных фактов, явлений, процессов, сколько понимание их причинно-следственной взаимосвязи, природы зарождения и развития.
Категория сущности и явления предполагает рассмотрение анализируемых положений не только на уровне их внешнего проявления, но и на уровне проникновения в их сущностное содержание.
Категория формы и содержания в познавательной деятельности выражается в том, что содержание познания должно быть соответствующим образом оформлено в сознании обучающегося, например, в форме понятий, законов, принципов. Форма изложения и освоения материала должна быть содержательной. Например, такие формы занятий, как лекция, семинарское, практическое занятие проводятся в соответствии с определенными методиками.
Общенаучный уровень методологии познания предполагает целесообразность осуществления познавательной деятельности в соответствии с научными подходами, используемыми в любой, в том числе и образовательной деятельности.
В числе наиболее значимых для познавательной деятельности выделим следующие научные подходы.
1. Системный.
2. Деятельностный.
3. Проблемно-целевой.
4. Комплексный.
5. Акмеологический.
6. Синергетический.
7. Инновационный.
Системный подход в познавательной деятельности находит свое выражение в выделении в изучаемом материале наиболее сущностных характеристик и в показе глубинных взаимосвязей между ними.
Деятельностный подход – в структурном рассмотрении анализируемых явлений, в частности, в выделении и анализе объекта, субъекта, цели, задач, средств, методов, форм, процесса и результатов деятельности, связанной с познанием.
Проблемно-целевой подход – в выделении противоречий в анализируемом явлении, в формулировке их в виде проблемы с последующей постановкой цели и обозначением путей ее реализации в соответствующей деятельности, в том числе и в познавательной.
Комплексный подход – предполагает рассмотрение анализируемых программных положений учебных дисциплин с разных, значимых для познавательной деятельности, сторон.
Акмеологический подход – (acme – в пер. с лат. – вершина) исходит из целесообразности изучения материала на высшем уровне интеллектуальных возможностей обучающихся.
Синергетический подход находит свое проявление в познавательной деятельности субъектов образовательного процесса в их стремлении к самоорганизации познания.
Инновационный подход требует сотворчества в познавательной деятельности как обучаемых, так и преподавателей.
Предметный, т.е. дисциплинарный уровень методологии познания находит свое проявление в законах, принципах и методах познавательной деятельности, которые в последующем изложении будут содержательно раскрыты.
Изложенные основные положения методологии познания являются базовыми для рассмотрения теоретических основ познавательной деятельности.