МЕТОДИКА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК»
(ДДО) Е. А. КЛИМОВА
Литература
1. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара "БАХРАР", 1998.
2. Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск. "ПЕТРОКОМ", 1992.
3. Психология личности. Тесты, опросники, методики. – М. "ГЕЛИКОН№, 1995.
К теоретической концепции.
В психологии убедительно показано, что частные, отдельные представления, образы – регуля-торы поведения и деятельности в конечном счете возникают не иначе как в контексте целостного образа мира, сформировавшегося к данному моменту у данного человека; формируются как "актуализированная часть" целостного образа мира. Образ профессий – это малая составная часть «образа мира» профессионала.
1. Сущность методики и процедура обследования.
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с класси-фикацией типов профессии Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятель-ности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Инструкция. «Предположим, что после соответствую¬щего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1 |
2 |
3 |
la. Ухаживать за животными |
или |
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регу-лировать) |
2а. Помогать больным |
или |
2б. Составлять таблицы схемы, программы для вы-числительных машин |
3а. Следить за качеством книжных ил-люстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок |
или |
3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) |
или |
4б. Доводить товары до потребителя, рекламиро-вать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
или |
5б. Обсуждать художественные книги, концерты (или пьесы) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
или |
6б. Тренировать товарищей (или младших) в вы-полнении каких-либо действий (трудовых, учеб-ных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инстру-менты |
или |
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нуж-ные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.) |
или |
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику) |
или |
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, табли-цах, рисунках |
10а. Лечить животных |
или |
10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11a. Выводить новые виды растений |
или |
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий(машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказы-вать, поощрять |
или |
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
1За. Наблюдать, изучать работу круж-ков художественной самодеятельности |
или |
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицин-ские приборы, аппараты |
или |
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а. Художественно описывать, изоб-ражать события наблюдаемые и пред-ставляемые). |
или |
15б. Составлять точные описания-отчеты о наблю-даемых явлениях, событиях, измеряемых объек-тах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице. |
или |
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17a. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий |
или |
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверст-ников или (младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы). |
или |
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. |
или |
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. |
или |
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
2. Особенности обработки и интерпретации результатов обследования.
КЛЮЧ
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из
5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуе-мому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам:
1) «человек – природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
2) «человек – техника» – все технические профессии;
3) «человек – человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
4) «человек – знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
5) «человек – художественный образ» – все творческие специальности.
Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго думать, и обычно на выполнение задания требуется 20-30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачиты-вать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, в том случае, если экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
По выраженности склонностей в какой-либо области можно косвенно судить о возможных способностях личности в этой области.
Результаты тестирования отразить на гистограмме
СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ