ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНА

Основой спортивного совершенствования издавна счи­тались два вида подготовки спортсмена — физическая подготовка, пресле­дующая задачу общего и специального (для данного вида спорта) физического развития спортсмена, и техническая подготовка, смысл кото­рой состоит в том, чтобы спортсмен овладел специальными двигательными навыками и приемами действий, свойственными данному виду спор­та, и смог совершенствоваться в выполнении этих приемов. К этим двум видам подготовки спортсмена в дальнейшем был присоединен и третий — тактическая подготовка, цель которой заключа­лась в совершенствовании выполнения тактических приемов и дей­ствий.

Но неуклонный и значительный рост спортивных рекордов и нормативов, характерный для современного мирового спорта, пока­зал недостаточность только этих трех видов подготовки. Современ­ные спортивные соревнования требуют от участников огромной затраты не только физической, но и психической энергии. Даже очень хорошо физически и технически подготовленный спортсмен не может одержать победу в соревновании (к которой он потенциально вполне подготовлен), если у него достаточно развиты необходимые для этого психические функции и психологические черты личности. Все это говорит о необходимости четвертого вида подготовки спортсмена — психологической.

Впервые проблема психологической подготовки спортсменов была выдвинута еще в советской психологии спорта в 1956 г. на I Всесоюзном совещании по психоло­гии спорта в докладе

А.А. Лалаяна (кафедра психологии Ереванского ГИФКа) «К вопросу о психологической подготовке спортсменов к соревнованию». Эта под­готовка рассматривалась как комплексный педагогический процесс, направленный на «разностороннему развитию волевых качеств спортсмена, с тем чтобы он мог с неослабеваемой энергией до конца бороться за лучший результат, невзирая на всегда могущие иметь место в соревнованиях неожиданности и случайности». «Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям должна строиться с учетом темперамента и характера, возраста, опыта спортивной деятельности спортсмена, масштаба соревнования, значения, которое имеет данное соревнова­ние для спортсмена, той среды, где должно происходить соревнование, и т. д.».

В 1960 г. на 111 Всесоюзном совещании по психологии спорта в докладе Г.М. Гагаевой (кафедра психологии ГЦОЛИФКа) «Психологическая подготовка спортсменов-футболистов к предстоящему соревнованию» эта проблема была под­вергнута дальнейшему анализу применительно к конкретному виду спорта. Ос­новная задача психологической подготовки спортсмена, определялась как «формирование у него наибольшей готовности к максимальным напряжениям воли для преодоления всех трудностей, возникающих в процессе соревновательной борьбы, для наиболее полного использования всех своих сил и возможностей». В связи с такой постановкой вопроса

исследовалась психологическая структура состояния готовности спортсмена к соревнованию, были выявлены следующие ее элементы: а) наличие активного стремления к достижению победы; б) наличие уверенности в возможности одержать победу; в) наличие оптимального для предстоящей борь­бы эмоционального состояния (предупреждение нервного перенапряжения).

Будет полезно почитать по теме: