Источники конфликта

Источники конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. Источники конфликта могут быть объективными и субъективными.

Объективные источники, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.

Субъективные источники начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей, человек выбирает то или иное поведение. В одном конфликте объективные источники и субъективные сложно четко разграничить.

К числу наиболее частыхобъективных источников можно отнести следующие:

– естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности;

– слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем;

– недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ.

Отдельную группу составляют объективные источники конфликтов, происходящих в рамках взаимодействия людей, объединенных в организацию. Этим источникам элемент субъективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными источниками. Организационно-управленческие источники конфликтов связаны с созданием и функционированием групп, коллективов, организаций.

Структурно-организационные источники конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает, структура создается под задачи. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно. В основном допускаются две ошибки при создании организации: ошибка при проектировании организации и прогнозировании ее задач, и непрерывное изменение задач, стоящих перед организацией.

Функционально-организационные источники конфликтов вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками.

Личностно-функциональные источники конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.

Ситуативно-управленческие источники конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, также вызывает опасность конфликта по этому поводу.

Важное значение имеют социально-психологические источники конфликта. Одним из таких источников становятся возможные значительные потери информации и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Человеческая психология такова, что передача информации без искажения в процессе общения принципиально невозможна.

Вторым типичным социально-психологическим источником межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В своей жизни в зависимости от конкретной ситуации человек может играть несколько ролей. С одними он – друг, с другими – начальник, с третьими – подчиненный и т.д. Основатель трансактного анализа Э. Берн выделяет три основные группы позиций.

· Ребенок (Дитя) – проявляет чувства (обиды, страха, вины, т.д.), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы «Почему я?», «За что меня?», извиняется в ответ на замечания.

· Родитель – требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует.

· Взрослый – работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике.

Э. Берн заметил, что люди в различных ситуациях занимают различные позиции по отношению друг к другу, что находит свое отражение в трансакциях. Трансакция – это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции. Теория трансактного анализа может быть с успехом применена в практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в межличностном взаимодействии.

Например, когда руководитель общается с подчиненным, то он ведет себя как старший по отношению к младшему. Если подчиненный также оценивает распределение ролей, т.е. считает себя младшим, то такое взаимодействие, с точки зрения сбалансированности ролей, будет длиться бесконфликтно сколь угодно долго. Однако может сложиться ситуация, при которой участники взаимодействия определят себе равные роли. При таком разбалансе возможен ролевой конфликт.

Одним из типичных социально-психологических источников межличностных конфликтов является непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон. Проблемы, которые обсуждают люди, как правило, сложны и имеют много сторон и оттенков. Партнеры по взаимодействию нередко подходят к проблеме с разных сторон. Обладая разным жизненным опытом и знанием проблемы, они дополняют эту проблему до целостной каждый по-своему. В случае такого конфликта необходимо вслух проговорить проблему каждой из сторон и прийти к единому ее определению.

Типичным социально-психологическим источником конфликтов во взаимодействии людей является выбор ими различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение. Существует несколько возможных способов оценки: сравнение с идеалом, с нормой, с достижениями других людей и с исходным положением дел. Анализ конфликтов показывает, что чаще всего их источником становится тот случай, когда человек берет за основу оценки не то, что достигнуто, а то, что не удалось.

Существуют и другие социально-психологические источники конфликтов: внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других групп; конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные способности человека к децентрации, т.е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; желание получать больше, чем отдавать; стремление к власти; психологическая несовместимость и др.

Личностные источники конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

Если говорить о источниках конфликтов, которые можно отнести к психологическим, то важным среди них будет следующий.

В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию. Варианты поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желаемого или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно, если нет – либо прерывается, либо переходит в конфликтную фазу.

Некоторые отношения переходят в конфликты в силу того, что рамки допустимого поведения у человека могут быть заужены в результате его эгоистической ориентации или чрезмерного стремления к лидерству. Рамки допустимого поведения одного и того же человека бывают различными по отношению к разным партнерам.

Еще один психологический источник возникновения конфликта – значительная вариативность психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия, а также низкая способность к эмпатии, т.е. непонимание эмоционального состояния другого человека, неспособность сопереживать или сочувствовать ему. К конфликту может привести завышенный или заниженный уровень притязаний. Охарактеризованные личностные источники возникновения конфликта встречаются наиболее часто, но не исчерпывают перечень источников подобного рода.

Будет полезно почитать по теме: