Основным республиканским правовым актом в сфере образования является Закон от 9 апреля 2001 года «О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл» (с изм. от 29 сентября, 3 декабря 2004 г.).
Названный Закон является составной частью законодательства Российской Федерации и регулирует на региональном уровне в пределах компетенции Республики Марий Эл совокупность отношений по реализации конституционного права граждан на образование. Закон провозглашает образование приоритетной сферой государственной политики. Создает правовые условия для развития непрерывной системы национального образования в вопросах финансово-материального, научно-методического, кадрового обеспечения и социальной защиты.
Государственная политика в области образования, определенная законом, основывается на следующих принципах:
а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, народам, семье;
б) развитие национальных языков, культур, духовно нравственных, этнических ценностей народов, проживающих на территории Республики Марий Эл;
в) единство федерального, республиканского культурного и образовательного пространств. Развитие национального образования и региональных культурных традиций, особенностей в условиях многонациональной республики;
г) общедоступность образования, адаптивность (приспособление) системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников. Приоритетное развитие образовательных учреждений для одаренных детей;
д) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;
е) свобода и плюрализм в образовании;
ж) демократический и государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Закон определяет полномочия и порядок взаимодействия в сфере образования органов государственной власти и местного самоуправления.
К полномочиям органов государственной власти Республики Марий Эл в сфере образования, в частности, относятся:
- принятие нормативных документов в области общего, начального и среднего профес-сионального образования;
- осуществление государственной политики в области образования с учетом национальных, региональных, социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;
- координация деятельности учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования;
- установление расходов бюджета Республики Марий Эл в целях обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования в соответствии с нормативами, определенными Правительством Республики Марий Эл;
- установление нормативов бюджетного финансирования учреждений общего, начального и среднего профессионального образования;
- принятие республиканского компонента государственных образовательных стандартов общего, начального и среднего профессионального образования;
- установление ставок оплаты труда и должностных окладов работников республиканских государственных образовательных учреждений соответствующих профессионально-квалифи-кационных групп;
- установление вариативных базисных и примерных учебных планов, примерных программ, курсов и дисциплин для учреждений общего, начального и среднего профессионального образования;
- установление дополнительных к федеральным требований охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
- установление дополнительных к федеральным мер социальной поддержки обучающихся, воспитанников, работников учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, а также видов и норм их материального обеспечения;
- установление порядка создания, реорганизации и ликвидации республиканских образова-тельных учреждений;
- создание, реорганизация и ликвидация республиканских образовательных учреждений;
- лицензирование образовательной деятельности, за исключением учреждений высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования;
- организация и (или) проведение до создания государственной аттестационной службы аттестации образовательных учреждений, за исключением учреждений высшего профессиональ-ного образования;
- реализация кадровой политики в сфере образования, совершенствование системы подготовки, переподготовки педагогических кадров, повышение социального статуса работников образования;
- осуществление комплексного анализа и прогнозирования тенденций развития системы образования, обоснование целей и приоритетов развития отдельных образовательных программ на всей территории Республики Марий Эл с учетом социокультурных особенностей;
- установление объема и структуры приема на обучение лиц в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл;
- реализация мер по развитию национальных общеобразовательных школ;
- организация оздоровительных образовательных учреждений, в том числе санаторного типа, а также занятий на дому и в лечебных учреждениях для детей, нуждающихся в длительном лечении;
- создание специальных коррекционных учреждений для детей с отклонением в развитии, а также учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий для получения основного общего и начального профессионального образования граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых колониях;
- создание условий гражданам для получения бесплатного среднего профессионального образования на конкурсной основе;
- разработка и реализация республиканских программ развития образования Республики Марий Эл;
- осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл в области образования, реализацией федерального и республиканского компонентов государственных образовательных стандартов.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования в соответствии с федеральным законодательством относятся:
- формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;
- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Марий Эл;
- организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования;
- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
- учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования;
- опека и попечительство;
- организация отдыха детей в каникулярное время.
Законом определены компетенция и ответственность образовательных учреждений.
К компетенции образовательного учреждения относятся:
1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудо-вание помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств;
2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование банковского кредита негосударственным образовательным учреждением;
3) предоставление учредителю и общественности отчетов о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
4) организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
5) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов с учетом требований федерального и национально-регионального компонентов государственных образовательных стандартов;
6) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
7) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;
8) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
9) установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;
10) разработка и принятие Устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
11) разработка и принятие правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;
12) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с Уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;
13) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим Уставом и требованиями законодательства;
14) обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;
15) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл, предусмотренной Уставом образовательного учреждения.
Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл порядке ответственность за:
1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции,
2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;
3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Законом регулируются общие вопросы языковой политики в области образования Республики Марий Эл. Так, граждане в Республике Марий Эл имеют право на получение образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования.
Это право обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий их функционирования.
Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в образовательных учреждениях, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) Уставом образовательного учреждения.
Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях изучение государственных языков Российской Федерации и Республики Марий Эл регламентируется федеральными и национально-региональными компонентами государственных образовательных стандартов и соответствующим федеральным и республиканским законодательством.
Обучение и воспитание в образовательных учреждениях Республики Марий Эл осуществляется на государственных языках Республики Марий Эл и иных языках в зависимости от желания обучающихся, их родителей (лиц, их заменяющих). Республика Марий Эл оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на марийском языке в республике и в местах компактного проживания народа мари на территории Российской Федерации.
Отношения в сфере образования, не урегулированные рассматриваемым Законом, регулируются актами Правительства Республики Марий Эл, республиканских государственных органов управления образованием, органов местного самоуправления в пределах их компетенции, иными нормативными актами. Так, Правительством Марий Эл разрабатываются и принимаются Государственные программы развития образования.
Республика Марий Эл в числе нескольких регионов в течение нескольких лет участвует в эксперименте по введению Единого государственного экзамена. В настоящее время Республика практически готова к переходу от экспериментальной стадии к штатному режиму этой системы итоговой аттестации школьников.