№ |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
Анкетирование |
эмпирический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету |
2 |
Беседа |
широко распространенный в педагогической психологии и в педагогической практике эмпирический метод получения информации о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы |
3 |
Валидность |
означает соответствие используемого метода тому, что с его помощью изучается |
4 |
Вербальные тесты |
основаны на анализе собственных высказываний испытуемых |
5 |
Воспитание |
социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду |
6 |
Воспитательная неуверенность |
связана с потворствующей гиперопекой, пониженным уровнем требований к ребенку |
7 |
Групповые тесты |
допускают одновременное тестирование нескольких испытуемых |
8 |
Индивидуальные |
предназначены для работы психолога с каждым испытуемым в отдельности |
9 |
Метод анализа продуктов |
целенаправленный, систематический анализ сочинений, изложений, текстов устных и письменных сообщений (ответов) учащихся, т.е. содержания, формы этих сообщений, что способствует пониманию педагогом личностной и учебной направленности обучающихся |
10 |
Методы |
конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем |
11 |
Методы оценки |
методы, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики) |
12 |
Методы |
методы, с помощью которых формируются взгляды, представ-ления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение) |
13 |
Методы |
методы, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха) |
15 |
Наблюдение |
основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека |
16 |
Надежность |
показывает, что тест способен выявить устойчивые психологические характеристики человека и устойчив по отношению к воздействию случайных факторов, поэтому сохраняется в основном неизменность результатов теста и при повторном тестировании одного и того же человека в разных условиях, через длительные промежутки времени |
17 |
Неразвитость родительских |
связана с отсутствием у одного или у обоих родителей опыта восприятия родительского тепла в детстве. Иногда причинами являются родительский инфантилизм, молодость, высокий эгоцентризм |
18 |
Неустойчивый стиль воспитания |
связан с гиперопекой, низкой степенью удовлетворения потребностей ребенка, невниманием и одновременно – с недостатком требовательности |
19 |
Общие тесты |
предназначены для исследования какого-либо психологического свойства общего характера |
20 |
Объект психологии воспитания |
личность, развивающаяся в результате воспитательных воздействий |
21 |
Родительская непоследовательность |
восприятие ребенка родителями колеблется от потворствующей гиперопеки до эмоционального отвержения |
22 |
Педагогика |
исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспи-тания, определяет его принципы, содержание, формы и методы |
23 |
Предмет психологии воспитания |
психологические закономерности формирования человека как личности в условиях воспитания, в условиях целенаправленной организации педагогического процесса |
24 |
Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств |
вариант «патологизирующей роли», порождающий эмоциональное отвержение подростка родителями, причиной которого является болезненное угадывание в ребенке своих полуосознанных и непринимаемых качеств |
25 |
Профессиография |
метод описательно-технической и психофизиологической харак-теристики профессиональной деятельности человека |
26 |
Психодиагностика |
это область специальных знаний, связанных с разработкой тео-рии, методологии и методик для точной оценки свойств, состо-яний или уровня психологического развития, достигнутого индивидом или группой |
27 |
Психология |
выявляет индивидуальные и возрастные особенности и законо-мерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания |
28 |
Психология воспитания |
отрасль психологической науки, изучающая закономерности и условия формирования социально значимых качеств личности в процессе воспитания |
29 |
Самовоспитание |
деятельность человека, направленная на изменение своей лич-ности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями |
30 |
Сдвиг в установках относительно пола ребенка |
означает предпочтение мужских или женских качеств его личности |
31 |
Специальные тесты |
оценивают некоторое особенное свойство, отличающее человека от других людей, например вербальное или образное мышление |
32 |
Тестирование |
психодиагностические методы использования стандартизиро-ванных тестовых методик выявления и количественной оценкиуровня развития познавательных, интеллектуальных, типоло-гических и личностных особенностей учащихся и педагогов |
33 |
Точность |
указывает на свойство метода улавливать тонкие различия в изучаемом с его помощью качестве |
34 |
Фобия утраты ребенка |
приводит к потворствующей или доминирующей родительской гиперопеке, тревожно прислушивающихся к любым детским желаниям или мелочно опекающих ребенка |
35 |
Формы воспитания |
способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся |
36 |
Эксперимент |
основной эмпирический метод научного исследования, получивший широкое применение в педагогической психологии, в ходе которого экспериментатор воздействует на исследуемый объект в соответствии с гипотезой исследования |