Предварительно подчеркнем, что грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди, в число которых относятся сотрудники налоговых органов, должны владеть техникой непосредственного контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности, в том числе и налогового служащего.
Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится затрачивать в среднем 20-25 минут, которые мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и кратких тезисов.
Нужно знать, насколько осведомлены налогоплательщики в данном вопросе, чем именно вы можете их заинтересовать, как это соотносится с насущными проблемами налогообложения.
Чтобы налогоплательщики воспринимали сказанное, налоговых служащий должен установить с ними личностный контакт. Доброжелательное, уважительное отношение вызывает, как правило, ответные чувства.
Главное требование – развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова и манеры постоянно приспосабливаются к слушателям.
Интерес слушателей должен возрастать постепенно, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. В этой связи важно актуализировать тему выступления, обосновать ее проблемность.
Кроме того, очень важна настроенность на аудиторию. Важно не допустить ни недооценки, ни переоценки ее. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т.д.).
К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.
Нужно всегда ставить себя в положение слушателя-налогоплательщика, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его.
Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению – его содержательность, т.е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.
Изложение должно быть доступным, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный опыт. Никогда не следует забывать следующее: многие люди слышат именно то, что хотят услышать.
Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступает заинтересованная тишина.
Очень часто после выступления налогоплательщики задают вопросы.
Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным.
Чтобы правильно реагировать на заданный вопрос, необходимо уяснить его суть. Если вопрос сформулирован неясно, многословно, переформулируйте его и повторите вслух. Если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить, чтобы было слышно всем.
На разъяснительные вопросы отвечать следует обязательно. Недопустимы реплики: “Я же об этом говорил!” или “Как же вы не поняли!”
Никогда не уходите от вопросов, которые звучат как своеобразный вызов и связаны с желанием проверить позицию выступающего налогового служащего. Ответ должен быть обязательно, только нужно сохранять выдержку и чувство юмора.
В ходе публичного выступления налоговому служащему особое внимание следует обращать на стиль речи.