Перспективы распространения технологии модульного обучения

Анализ опыта работы зарубежной и отечественной школ показывает, что технология МО обеспечивает достаточно высокий уровень результативности учебно-воспитательного процесса.

Модульная система организации учебно-воспитательного процесса снижает на треть многопредметность, экономит силы и ресурсы здоровья учащихся и преподавателей, ставит преподавателя и ученика в условия выбора и повышения ответственности за результативность совместной деятельности. Снижена перегрузка учащихся за счет меньшего числа предметов для домашней подготовки. Проведение в день двух-трех уроков по одному и тому же предмету предполагает изменение методики преподавания: увеличивается время для всех видов учебной деятельности на уроке. Следовательно, укрупняются единицы содержания учебного материала.

Появляется реальная возможность в качестве единицы времени использовать не урок, а учебную неделю, не параграф, а учебную тему как единицу учебного материала.

Внеурочная деятельность в рамках технологии МО выступает как продолжение и завершение учебной деятельности учащихся. Важным достоинством рассматриваемой технологии является снижение заболеваемости учащихся на 40%.

Технология МО стимулирует развитие школьников. Об этом можно судить по результатам тестирования учащихся школы № 1208 г. Москвы, работающей по технологии МО (табл. 9).

Таблица 9

Итоги тестирования учащихся

Ступень школы

Общекультурный уровень, %

Прикладной уровень, %

Творческий уровень, %

Начальная

100

85-100

85-100

Основная

92-100

45-85

20-65

Средняя (полная)

95-100

30-40

10-00

Приведенные данные свидетельствуют о развивающем характере преподавательского процесса в начальных классах. В основной и средней школе каждый школьник успешно освоил первый, или базисный, уровень, что является одной из целей применяемой модульной системы организации преподавательского процесса.

Полученные результаты превышают среднестатистические показатели по г. Москве (международный стандарт предполагает наличие в каждом классе 15% учащихся, не способных к учебе, 70% – с обычными способностями, 15% – талантливых школьников) (табл. 10).

Таблица 10

Сравнение степени обученности учащихся по системам обучения

Ступень школы

Степень обученности учащихся, %

классно-урочная

модульная

Основная

63

71

Средняя (полная)

60

74

V-XI классы

62

72

Положительные результаты обучения получены и педагогическим коллективом гимназии № 1504 г. Москвы, работающей по модульной технологии. Опыт работы педагогического коллектива этой школы показал, что положительным аспектом рассматриваемой технологии является самоменеджмент школьника: возможность для каждого работать самостоятельно, своевременно получать консультацию у преподавателя, использовать помощь товарищей, осуществлять самоконтроль. Школьники глубже осознают учебное содержание за счет включения в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. При МО каждый ученик работает с дифференцированной по содержанию и объему помощи программой, идет индивидуализация контроля, коррекции, консультирования. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, что способствует мотивации учения. Система МО гарантирует каждому школьнику освоение стандарта образования и создает возможность для продвижения на более высокий уровень обучения.

Исследованиями отечественных ученых (В.П. Лапчинская, И.Б. Марциновский, Н.Д. Никандров, В.Г. Разумовский и др.) зарубежной теории и практики МО установлены позитивные аспекты данной технологии, обеспечивающие эффективность процесса обучения:

· динамичность обучения, которая заключается в вариативности элементов, модулей, содержания элементов и модулей;

· формулирование целей в терминах методов деятельности и способов действий учащихся и разделение их на циклы познания и циклы других видов деятельности;

· дифференциация и индивидуализация обучения на основе многократного повторения диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей, индивидуального темпа учебной деятельности школьников;

· осознанность перспективы обучения каждым школьником (начало модуля содержит описание интегрированной цели, начало его элемента - описание частной цели; программа намечает близкие, средние и дальние перспективы);

· законченность материала в модулях, интеграция разных видов и форм обучения, обеспечивающие каждому школьнику достижение поставленных задач;

· ориентация обучаемого на проблемный подход и творческое отношение к учению.

Использование технологии МО в практике работы школы требует соблюдения определенных условий. К ним относятся:

а) формирование у преподавателей потребности к включению в инновационную деятельность и соответствующих мотивов в овладении технологией МО;

б) готовность учащихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности (сформированность минимума необходимых для этого знаний и общеучебных умений);

в) оснащенность школы учебными программами и учебниками нового типа.

Опыт работы школы показывает, что введение технологии МО в преподавательский процесс целесообразно осуществлять постепенно: на начальном этапе можно использовать традиционное обучение с элементами модульной технологии. В старших классах лекционная система может сочетаться с модульной. В МО хорошо вписывается вся система методов, приемов и форм организации преподавательского процесса. В целом модули можно использовать в любой системе обучения, усиливая тем самым ее качество и эффективность.

Будет полезно почитать по теме: