Вопросы общей дидактики и теории воспитания в области физкультурно-спортивного образования. Физическое совершенствование – определяющий фактор обучения студентов

Конечной целью и ключевым фактором специфического педагогического процесса по формированию двигательных навыков, морально-волевых и психологических качеств обучаемых является физическое совершенство, которое предполагает высокий уровень физического состояния, физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности.

Основными понятиями дидактики как теории обучения являются образование, обучение и развитие, рассмотренные в методологическом плане в разделе пунктов 1.1. и 1.2. Здесь будет рассмотрена реализация этих понятий применительно к физкультурно-спортивному образованию.

Физическое состояниеоценивается по сумме показателей физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности личности.

Физическое развитиехарактеризуют такие морфологические показатели, как рост, вес, окружность груди, развитие мышечной системы, а также жизненная емкость легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила, гибкость и др. Уровень физического развития определяется по данным внешнего осмотра и антропометрическим показателям.

Состояние здоровьязависит от нормального функционирования всех органов и систем человека, а также от наличия или отсутствия болезней, морфологических изменений организма обучаемого. Эти данные можно выявить во время медицинского осмотра (диспансеризации).

Физическая подготовленность (обученность)студентов предполагает разносторонние двигательные способности, оптимальный уровень развития физических и прикладных навыков. Она совершенствуется под влиянием систематических занятий физическими упражнениями, которые развивают силу, быстроту, выносливость и ловкость.

Физические упражнения значительно улучшают функциональное состояние организма обучаемого. У натренированных студентов сердечно-сосудистая система на различные нагрузки реагирует рационально, характеризуется экономной работой органов кровообращения. Повышенный объем легких обеспечивает хорошее снабжение крови кислородом и повышает ее защитные свойства, что благотворно сказывается на деятельности других систем и органов.

Физические упражнения улучшают обменные процессы в организме человека. Так, в мышцах увеличивается содержание гликогена, являющегося основным энергетическим веществом. Он расходуется экономно, окисление продуктов распада происходит быстрее и полнее, удаление продуктов обмена ускоряется. Происходят и другие благоприятные процессы в организме, что способствует укреплению здоровья, а также общей и профессиональной работоспособности.

Тренировки улучшают физическое развитие, укрепляют здоровье, повышают уровень разносторонней физической подготовленности студентов, являясь основным средством физического совершенствования.

Физическая подготовленность студентов стимулирует умственную деятельность, способствует лучшему освоению учебных дисциплин, повышает устойчивость организма к воздействию негативных факторов.

Высокий уровень физической подготовленности позволяет студентам четко выполнять свои функции, преодолевать физические нагрузки, нервно-психическое напряжение. Физически подготовленные студенты менее подвержены утомлению, быстро усваивают учебный материал, хорошо учатся, становятся хорошими профессионалами.

Известно, что новые технологические системы, применяемые в учебном процессе, не снижают, а, наоборот, подчеркивают роль человека в управлении. Человек остается важнейшим и наиболее надежным звеном любой системы управления. Степень его надежности зависит от технических, физиологических, организационных и других факторов. Поэтому важно систематически повышать и поддерживать на определенном уровне физическое состояние обучаемых. Это осуществляется за счет систематического выполнения специфических упражнений, которые положительно влияют на физическое состояние, особенно на выработку тонкой двигательной координации.

Следует отметить, что чрезмерное наращивание физической силы в тренажерном зале вызывает скованность и напряженность, затрудняет овладение тонкими двигательными навыками. Спортивные игры, например баскетбол, волейбол, настольный теннис, плавание, способствуют развитию высокой проприоцептивной чувствительности, координации, ловкости и других качеств.

Физическое совершенство как результат обучения и тренировок обучаемого определяется комплексными показателями его морфологических особенностей, функциональных возможностей и двигательных способностей. Формирование физического совершенства представляет собой многогранный процесс, который зависит от правильного использования средств, методов, организации и условий учебной деятельности педагогов, их материального благосостояния, а также от социальных условий.

За период обучения в вузе студенты заметно меняются морфологически, прибавляют в весе и росте. В эти годы они закрепляют и совершенствуют навыки, сформированные в школе, становятся самостоятельными личностями и занимаются физическими упражнениями вполне осознанно.

Этому способствуют правильно организованный учебный процесс и отдых, питание, сон, нормальные бытовые условия, медицинское обеспечение и контроль, соблюдение правил личной и общественной гигиены, наличие свободного времени, избавление от вредных привычек.

Однако главное и эффективное средство в достижении физического совершенства – это упражнения, разные по характеру и интенсивности. Систематические занятия ими оказывают многостороннее влияние на физическое состояние, физическое развитие, состояние здоровья и физическую подготовленность студентов.

Под влиянием упражнений увеличивается окружность грудной клетки, плеч и бедер; уменьшается толщина подкожно-жировой клетчатки; снижается возможность получения травм; в лучшую сторону изменяются форма позвоночника, рук, шеи, ног и стоп; мышцы становятся рельефными; походка, осанка и фигура – гармоничными и красивыми. Заметно улучшаются и функциональные показатели: увеличиваются жизненная емкость и объем легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила, стабилизируется вес.

В ряде случаев упражнения способствуют устранению или исправлению сформировавшихся или врожденных недостатков в телосложении. Особенно этому благоприятствуют спортивные и подвижные игры, занятия гимнастикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой, плаванием, другими видами спорта.

Будет полезно почитать по теме: