Сущность педагогической деятельности

Педагогика как наука изучает особый вид деятельности - педагогическую деятельность. Эта деятельность – целенаправленная, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить, например, умению читать географическую карту, в процессе воспитания сформировать такое, например, качество личности, как патриотизм.

В широкое смысле предметом педагогики выступает деятельность, которая направлена на выполнение социальной функции, состоящей в передаче, трансляции накопленного человечеством опыта обучающимся.

 Исходя из этого, определяют педагогику как науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человека к жизни в обществе.

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее взаимодействие учителя, воспитателя на ученика или учеников (воспитанника или воспитанников), направленное на личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования.

Следует отметить, что эту деятельность профессионально осуществляют не только педагоги, но и родители, производственные коллективы, общественные организации, средства массовой информации. Являясь участниками образовательно-воспитательного процесса, они также формируют
и направляют развитие человека вне зависимости от целенаправленной педагогической деятельности в стенах образовательных учреждений.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности, а именно: целеполагание, мотивацию, предметность.

Сущность педагогической деятельности можно раскрыть, анализируя ее строение, которое А.Н. Леонтьев представлял как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой любой деятельности является ее цель.

Таким образом, под педагогической деятельностью следует понимать особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Используя системный подход к определению педагогической деятельности, ее можно представить как совокупность таких взаимодействующих компонентов как: 1) цель деятельности – повышение уровня умственного и физического развития учащихся, формирование социальной значимых качеств личности в процессе обучения; 2) объект деятельности – учебный процесс;
3) субъект-субъект деятельности преподаватель - ученик; 4) способы деятельности – процесс обучения; 5) результат деятельности – уровень обученности и воспитанности учащихся, социальной готовности к жизни в обществе.

Цель педагогической деятельности в общенаучном смысле понимается как один из элементов поведения учителя (преподавателя), непосредственный мотив сознательной деятельности, характеризуемый предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения.

Таким образом, взаимосвязь компонентов (1) и (5) заложена в самом определении цели, и это обстоятельство выводит нас на возникновение такого существенного явления, как обратная связь, наличие которой позволяет говорить об управленческой составляющей деятельности педагога.

Действительно, деятельность педагога, направленная на достижение цели, приводит к определенному результату, который по замыслу учителя, должен совпадать с целью. На практике этого почти никогда не бывает, т.е. между ожидаемым и достигнутым почти всегда есть несовпадение, величина которого определяет стратегию дальнейшего поведения учителя в процессе обучения.

 Процесс достижения цели приобретает циклический характер, и он продолжается до тех пор, пока различия между целью и результатом не станут приемлемыми.

Цель педагогической деятельности формируется в связи с реализацией цели воспитания личности. Эта общая стратегическая цель достигается в процессе решения конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований к человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также основных тенденций общественного развития. В ней содержатся в краткой форме, с одной стороны, потребности и стремления личности, а с другой – общественные и производственные интересы, которые диктуются развитием общественных отношений.

Весьма решительно выступал за тщательный, научный подход к целеобразованию
В.П. Беспалько. Он считал, что «будучи системообразующим в педагогической системе, элемент «цели образования и воспитания» в зависимости от способа его определения влияет на степень целостности или «рыхлости» всей педагогической системы. Необходимым и достаточным требованием к формулированию цели функционирования педагогической системы является ее диагностичность, обеспеченность объективной методикой определения степени достижения цели в процессе образования и воспитания.

Цель педагогической деятельности – явление не только историческое, но и динамическое. Возникая как отражение объективных тенденций развития общества и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели – развитию личности. Важнейшим принципом педагогической деятельности является связь теории с практикой.

В процессе конкретной практической деятельности теория превращается в практику, оживляется, исправляется, проверяется практикой.

Большая заслуга в обосновании закономерности и значимости единства теории и практики в подготовке специалистов в области педагогики физической культуры и спорта принадлежит Луначарскому, С.Т. Шацкому, П.П. Блонскому, а также И.С. Барчукову, А.А. Сидорову, Ю.Д. Железняку, М.В. Прохорову и др.

Будет полезно почитать по теме: