Структурные компоненты педагогической науки

Педагогика – очень сложная и многогранная наука, и с накоплением знаний в результате ее развития постепенно складывается система педагогических наук, объединяющая отдельные отрасли и специальные научные дисциплины. Традиционно выделяют пять основных отраслей:

1)общая педагогика;

2)возрастная педагогика (ясельного возраста, или преддошкольная; дошкольная; педагогика начальной школы; педагогика средних образовательных учреждений; педагогика высшей школы; андрагогика, или педагогика взрослых);

3)история педагогики (в стандарте высшего профессионального образования 2000 года – история образования и педагогической мысли);

4)коррекционная (специальная) педагогика, или педагогика для людей с отклонениями, задержками в развитии (медико-биологического, психологического, социального);

5)прикладные отрасли (военная, спортивная, семейная, профессиональная, педагогика рефлексии, суггестивная педагогика (педагогика внушения), предметные методики.

Важнейшая роль принадлежит истории педагогики, раскрывающей тенденции развития педагогических идей и систем, а также педагогике сравнительной, посвященной аналогу зарубежной педагогической науки и практики. Самыми, пожалуй, молодыми в отечественной науке, только формирующимися отраслями являются андрагогика и социальная педагогика.

Необходимо обратить внимание на отрасли, изучающие частные вопросы воспитания и обучения. Так, геронтогогика – это педагогика людей пожилого и старческого возраста (рассматривается как раздел андрагогики). Превентивная педагогика изучает пути и способы предупреждения социальных отклонений среди молодежи (девианты – лица с отклонениями в поведении; делинквенты – правонарушители). Доцимонология – отрасль, изучающая проблемы проверки и оценки знаний учащихся. Аутодидактика (автодидактика) – отрасль о процессе обучения человека на материале своей собственной жизни: включает вопросы самообразования и ориентирована на индивидуализацию процесса познания через осмысление своей жизни.

Педагогика рефлексии - не антигуманное манипулирование сознанием, а, значит, поведением человека. Напротив, выведенное на уровень технологий стимулирование собственных активных усилий человека, особенно в период становления основ социальности, на осмысление собственного опыта, намерений, чаще всего сложного, порой мучительного выбора жизненных планов и, главное, путей их осуществления.

Педагогика существенно обогащается идеями, методами и данными других наук, в то же время, обогащая эти науки своими материалами. Вместе они решают главные задачи любой науки: описание, объяснение и прогнозирование действительности.

Как видим, цель и функции педагогики как науки отражают ее целостность с педагогикой-искусством, ибо прикладная часть педагогики и есть педагогическое искусство.

Будет полезно почитать по теме: