Современные тенденции финансового обеспечения физической культуры и спорта

Россия постепенно переходит к рыночным отношениям, спортивное и физкультурно-оздоровительное предпринимательство начинает встраиваться в экономику. В этих условиях возрастает роль спортивного менеджмента, маркетинга и коммерческого права, рекламной деятельности, спонсорства, лицензирования, страхования и др. Во многих вузах функционируют спортивные клубы, в которых физкультурно-спортивные услуги платные.

В процессе тренировок и выступлений спортсмены затрачивают огромные физические и психические усилия, чтобы, достигнув высокого уровня подготовленности, завоевать на соревнованиях высокие спортивные награды или занять призовое место. За свою работу они получают соответствующее денежное или другое вознаграждение. Профессиональный спортсмен обязательно заключает контракт (соглашение или договор) с руководством спортивного клуба или федераций и обязуется его неукоснительно выполнять.

В ряде стран мира физическая культура и спорт в большей части коммерциализированы и значатся в числе наиболее прибыльных сфер, являясь составной частью национального продукта. Прежде всего, это зрелищные виды спорта, фитнес-клубы, физическое воспитание. Большие прибыли приносят производство и реализация спортивных товаров, продажа билетов на спортивные зрелища, сувенирная промышленность, информационные службы, контракты с телекомпаниями и радиостанциями на трансляцию спортивных мероприятий со стадионов и арен. Многие спортивные клубы принадлежат богатым бизнесменам, а профессиональные игроки в гольф, боксеры, баскетболисты, хоккеисты, бейсболисты, футболисты являются наиболее высоко-оплачиваемыми «наемными работниками».

В России к коммерческим видам спорта относятся силовые единоборства, футбол и хоккей. Это результат социальных и экономических изменений в стране. Коммерциализация спорта и физической культуры постепенно получает все большее распространение. Ее объектом стал любительский массовый спорт, и в первую очередь детско-юношеские спортивные школы футбола и хоккея. Юных спортсменов берут под контроль преимущественно западные менеджеры, и по достижении ими определенного возраста ребят «покупают» богатые европейские и американо-канадские клубы. Сложнее приходится гимнастам, пловцам, представителям ряда других видов спорта.

Массовый спорт в России находится в стадии депрессии, это связано с экономическими трудностями в стране. У молодежи много свободного времени, но небольшие доходы, чтобы активно заниматься физической культурой и спортом. Это отрицательно сказывается на здоровье подрастающего поколения и, следовательно, на подготовке нового поколения спортсменов высокого класса.

Развитие массового спорта тесно связано с приобретением качественных спортивных товаров и услуг. Оборудование и инвентарь не являются дефицитом, но цены на них недоступны для широкого потребителя. Отечественные предприниматели выпускают спортивное оборудование и инвентарь, но они еще уступают по качеству продукции зарубежным фирмам. Если раньше люди имели возможность и привычку в свободное время получать удовольствие от занятий физической культурой и спортом, теперь все это стоит немалых денег.

Наиболее перспективными направлениями развития физкультурно-спортивной индустрии в России могут быть:

-   подготовка высококвалифицированных специалистов в вузах;

-   вовлечение различных социальных групп населения в массовый спорт, оздоровительную физическую культуру;

-   разработка программ и вовлечение детей, школьников и студенческой молодежи в спорт высших достижений;

-   выпуск качественного спортивного инвентаря и оборудования;

-   строительство новых спортивных сооружений (особенно бассейнов) и совершенствование деятельности имеющихся спортивных комплексов;

-   формирование структур информации и рекламного бизнеса;

-   развитие широкой сети тотализаторов в футболе, хоккее, баскетболе, других игровых и технических видах спорта, что позволит получить определенный доход для укрепления спортивно-оздоровительной индустрии товаров и услуг.

В современном спорте без применения медицинских препаратов человеческий организм не способен выдерживать интенсивные и продолжительные физические и психологические нагрузки. Поэтому необходимо создавать новые отделы научно-технических и медицинских центров для решения проблем повышения производительности труда спортсменов, развития и совершенствования физкультурно-оздоровительных услуг. Наука и медицина призваны способствовать совершенствованию тренировочных и восстановительных методик в целях извлечения из человеческого организма максимальной соревновательной деятельности. Спортсмен показывает феноменальные результаты, чтобы привлечь на стадионы большое количество зрителей, а это, в свою очередь, обеспечивает получение прибыли.

В России физическая культура и спорт в их прежнем понимании уже не существуют. Происходит переориентация на новые ценности, обусловленные рыночными отношениями. Коммерциализация спорта во многих странах мира развивается и совершенствуется уже не один десяток лет. Наши специалисты и любители спорта привыкают к тому, что спорт, физкультурно-оздоровительные услуги – потребительский товар.

В России имеется большое количество спортивных сооружений и комплексов. Специалисты должны разрабатывать такие проекты, которые способствовали бы развитию физической культуры в регионах. Пресса, телевидение и радио могут активно способствовать этому, ориентируя население на индустрию физкультурно-оздоровительных услуг. Однако надо признать, что в этом важном деле немало сложностей, в частности, недостаток квалифицированных менеджеров, рекламных агентов, отсутствие нормативных актов и др.

Итак, массовый спорт, оздоровительная физическая культура, профессиональный спорт подчиняются принципам свободного рынка, удовлетворению индивидуальных и общественных потребностей граждан. Пока еще слабы позиции коммерческого спорта и довольно сильны традиционные идеалы и ценности физической культуры и спорта, которые формировались десятилетиями. Возможно, что постепенно сложится новая модель физкультурно-спортивных и коммерческих отношений в обществе.

Будет полезно почитать по теме: