Реализация целей и задач системы физкультурного образования

Система физкультурного образования студентов отражает объективные закономерности экономической, общекультурной, социальной, медико-биологической, правовой, информационной и профессиональной подготовки специалистов. Она представляет собой совокупность принципов и методов, средств и форм, компонентов и условий управления и организации, используемых в соответствии с целями и задачами физического, духовно-нравственного и психологического совершенствования студентов.

Важная цельфизкультурного образования студентов – обеспечение готовности к быстрому и качественному овладению профессией, перенесению нервно-психических нагрузок; повышению устойчивости организма к воздействию негативных факторов, встречающихся в процессе обучения, а также формирование нравственной культуры личности.

В соответствии с требованиями к профессиональной подготовке специалистов для достижения цели предусматривается решение следующих образовательных, воспитательных и оздоровительных задач:

-   осознание роли и значения физической культуры и спорта в развитии личности;

-   овладение научно-теоретическими, организационными, методическими, педагогическими и практическими основами физической культуры;

-   формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и спорту, физическому совершенствованию и самовоспитанию, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;

-   выработка морально-волевых, нравственно-духовных и психологических качеств;

-   укрепление здоровья и закаливание организма, повышение устойчивости к воздействию негативных факторов.

Хорошее здоровье и физическое состояние студентов должны рассматриваться как один из главных результатов физкультурного образования.

Обучение и воспитание студентов опирается на такие принципы, как демократизация, гуманизация, патриотизм, научность, народность и специальная направленность физической культуры и спорта.

Демократизация физкультурного образования проявляется в разнообразии содержания, форм и методов обучения и воспитания, их вариативности, отказе от отношений жесткого подчинения и переходе к сотрудничеству между педагогом и обучаемыми, в обеспечении студентам равных возможностей, максимальном раскрытии их способностей. Преподавание строится с учетом физических данных студентов, их двигательных и психических способностей. Педагогом используются широкие возможности учебной и внеучебной работы, опыт преподавания и проведения спортивных мероприятий в вузе.

Гуманизация связана с решением проблем формирования личности и созданием условий для ее гармоничного развития, уважением к личности, доверием к ней, защитой ее интересов. В ходе обучения и воспитания между педагогом и обучаемыми складываются отношения сотрудничества. Общаясь на учебных занятиях, тренировках и соревнованиях, они взаимно обогащаются знаниями, умениями и навыками, систематически совершенствуя их. На основе осмысленного отношения к физкультурно-спортивной деятельности у преподавателей и студентов создается свое научное мировоззрение. Занятия физическими упражнениями способствуют развитию мышления, творческому проявлению личности, эстетическому восприятию жизни, физическому совершенствованию.

Педагог распределяет физические упражнения по степени сложности и субъективной трудности с учетом индивидуальных особенностей каждого. В ходе совместной деятельности преподавателя и обучаемых устанавливаются взаимопонимание и духовная близость.

Патриотизм заключается в привитии студентам гордости за свою профессию, любви к своей Родине и родному краю, принадлежности к традициям и духовному наследию народа.

Научность определяется тем, что задачи, средства, методы и формы физкультурного образования основываются на научных данных, научном прогнозировании.

Народность заключается в том, что в России придается большое значение физическому и духовному оздоровлению населения, защите интересов страны и ее обороне от внешних посягательств. Поэтому физическая культура и спорт являются общенародным явлением, способствующим укреплению здоровья, закаливанию, повышению разносторонней физической подготовленности, воспитанию высоких нравственных и психологических качеств.

Специальная направленность обусловлена тем, что в подготовке студентов как будущих специалистов требуются индивидуальные подходы, основанные на практических запросах.

Средства и формы физической культуры

На учебных занятиях используются следующие средства: физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Физические упражнения – это движения и действия, используемые в целях улучшения и совершенствования физического состояния человека. Перечень основных упражнений, используемых на занятиях со студентами, определяется учебной программой.

Бег, ходьба, прыжки и другие упражнения развивают силу, выносливость, ловкость, быстроту и координацию. Ряд упражнений из гимнастики, спортивных игр, лыжной подготовки и плавания вырабатывают специфические физические и психологические качества и прикладные навыки.

Выполнение упражнений обеспечивается совокупностью медико-биологических и физиолого-психических процессов. В результате перестройки организма, происходящей под их воздействием, развиваются и совершенствуются физические качества, двигательные навыки, улучшается координация движений, укрепляется здоровье. При осознанном выполнении упражнений совершенствуются умственные способности (память, мышление, внимание и др.). Овладение различными движениями, их точное и своевременное применение в соответствии с конкретно сложившимися условиями требуют от студентов осмысленных действий.

Оздоровительные силы природы– это солнце, воздух, вода, другая окружающая среда (снег, песок, горы и т.п.). Они способствуют закаливанию организма человека, улучшают обмен веществ, укрепляют нервную систему. При закаливании повышается сопротивляемость организма холоду, жаре, резкому перепаду температур, а также устойчивость к инфекционным заболеваниям и работоспособность.

Закаливание – это обтирание тела холодной водой, принятие холодного душа, купание в проруби. Оно происходит на утренней зарядке, учебных занятиях, тренировках и соревнованиях. Плавание, бег или ходьба, передвижение на лыжах обеспечивают непосредственный контакт с оздоровительными силами природы.

К гигиеническим факторам относятся санитарное состояние мест занятий и оборудования, которое подразумевает чистоту воздуха, определенную температуру и влажность, освещение, уборку помещений. Личная гигиена – непременный атрибут физической культуры студентов, которые обязаны знать гигиенические требования и соблюдать правила личной гигиены, а руководитель занятий прививает им навыки самостоятельного выполнения процедур общественной и личной гигиены. Несоблюдение этих правил снижает эффективность упражнений, может отрицательно отразиться на здоровье.

Упражнения могут быть самыми разнообразными по форме и содержанию.Форма – это их структура. Содержание и форма находятся в единстве и взаимосвязи. Упражнение выполняется определенным способом, называемым техникой, в которой выделяют основы, главное звено и детали. Основы техники и главное звено упражнения едины, а детали могут быть различными и зависят от индивидуальных особенностей человека.

При обучении новому упражнению студенты сначала овладевают основами техники. При многократном его повторении у обучаемых формируются наиболее эффективные способы выполнения элементов в соответствии с их индивидуальностью, что придает технике специфическую окраску. Техника упражнения постоянно совершенствуется и определяется пространственными, временными (скоростными) и силовыми показателями: положением движения и амплитудой, скоростью и силой, темпом и ритмом.

Упражнения делятся на группы: одни направлены на развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости; другие развивают гибкость; третьи снимают застойные явления в организме при длительной статической работе; четвертые формируют навыки плавания, передвижения на лыжах и т.д.

По структурным признакам выделяются упражнения: циклические (ходьба, бег, передвижение на лыжах и плавание); ациклические (поднятие тяжестей, прыжки с места); смешанные (прыжки с разбега в длину и высоту, движения в спортивных играх).

По характеру режима деятельности мышц различают упражнения: динамические – напряжение мышц чередуется с расслаблением; статические – мышцы длительное время находятся в напряжении (например, удержание груза на вытянутой руке, угол в положении виса или упора); по направленности – осуществляется развитие мышц рук, ног, шеи, спины или мышечных групп.

Классификация упражнений дает возможность лучше понимать сущность, значение, особенности использования их в решении задач физического обучения и воспитания студентов.

В вузах сложились следующие формы физического обучения и воспитания: учебные занятия, тренировочная работа в спортивных секциях и соревнования. Утренняя физическая зарядка проводится самостоятельно.

Учебные занятия – основная форма физического обучения и воспитания. К ним относятся: теоретические и практические, инструкторско-методические и показные занятия; индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации); самостоятельная работа по заданию и под контролем преподавателя. Направленность, содержание и методика занятий постоянно совершен-ствуются и способствуют повышению физической подготовленности и работоспособности студентов, закладке фундамента систематических занятий физическими упражнениями, а значит, эффективности их профессиональной деятельности.

Тренировочная работа в спортивных секциях и соревнования проводятся во внеучебное время с целью приблизить спорт к решению задач совершенствования физических, специальных и психологических качеств у студентов.

Спортивно-массовая работа направлена на вовлечение всех студентов в регулярные занятия спортом, чтобы повысить уровень их физической подготовленности и спортивного мастерства, воспитать волю к победе. Одновременно она решает задачи организации здорового быта и разумного досуга обучаемых, что способствует укреплению дисциплины, товарищества, сплочению коллектива.

Утренняя физическая зарядка должна быть неотъемлемым элементом распорядка дня каждого студента. Она проводится ежедневно в течение 20–30 мин. в целях систематической тренировки. Разнообразные упражнения, выполняемые после сна на открытом воздухе, оказывают положительное воздействие на все функциональные системы организма человека.

Упражнения, выполняемые на зарядке в течение недели, по направленности и содержанию можно разделить на несколько вариантов. Например, первый вариант включает общеразвивающие упражнения, второй – легкую атлетику, третий вариант – комплексную тренировку. На зарядке можно использовать сочетание этих и других вариантов, а также плавание в бассейне, водоеме или реке. Зарядку желательно проводить под музыкальное сопровождение.

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам научно обоснованный объем двигательной активности (не менее
7–9 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма, формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и спорту.

Будет полезно почитать по теме: