Психологическое обеспечение педагогической деятельности

Педагогическая деятельность: сущность, цели, содержание

Деятельность – специфически форма человеческой активности, направленная на познание и преобразование мира и человека.

Деятельность понимается, с одной стороны, как специфическая форма общественно-исторического бытия, а с другой – как способ его существования и развития, целенаправленное преобразование природной и социальной действительности.

В отличие от законов природы, социальные законы формируются только посредством деятельности человека, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт. Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования действительности и его результат.

Выступая как форма бытия и способ существования, деятельность:

-   обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение его естественных потребностей;

-   становится фактором развития духовного мира, формой и условием реализации культурных потребностей человека;

-   является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненныхцелей, успехов;

-   создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов;

-   является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития;

-   обеспечивает познание и преобразование окружающего мира.

Важнейшими характеристиками деятельности является: предметность, социальность, сознательность.

Предметность деятельности заключается в том, что она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира.

Социальность – деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену продуктами деятельности, информацией о согласовании индивидуальных целей и планов деятельности, к взаимопониманию и взаимодействию.

Сознательность – в процессе организации и осуществления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую.

Результаты деятельности легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях. Психологическими характеристиками деятельности являются: потребность, установка, мотив.

Потребность – состояние человека, создаваемое необходимостью в объектах и действиях, выступающее источником его активности, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение.

Установка – готовность к определенной активности, зависящая от наличия потребности, объективной ситуации и ее удовлетворения.

Установка социальная – состояние готовности личности к определенному восприятию и оценке социальных явлений, процессов, ситуаций и поведению в них.

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, при которой обусловлен выбор действий и поступков.

 

 

Структура деятельности

 

Основными структурными компонентами деятельности являются: предмет деятельности, цель, задачи, действия, операции.

Предмет деятельности (материальный или идеальный) - объект или явление, побуждающее к выбору действий.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.

Задача – данная в определенных условиях возможность реализации цели деятельности.

Действие – единица деятельности, произвольная, преднамеренная, опосредованная активность, направленная на достижение цели деятельности.

Операция – способ осуществления действия или нескольких действий, определяемый условиями осуществления цели деятельности.

К деятельности человек побуждается различными потребностями, отражающимися в его сознании в виде образов соответствующих им объектов и действий, ведущих к удовлетворению этих потребностей.

От характера мотивации деятельности зависит настойчивость в ее выполнении и следовательно успех в достижении цели. Мотивы и цели деятельности зависят от общественных условий жизни человека и уровня его индивидуального развития. Ведущую роль в индивидуальном развитии видов и способов деятельности играет усвоение индивидом общественного опыта.

Деятельность осуществляется через ряд внутренних, связанных между собой действий и включает в себя те или иные автоматизированные компоненты. Однако в целом каждая деятельность носит сознательный, целенаправленный характер. Осознанная цель как закон определяет способ и характер действий человека (К. Маркс). Она побуждает к активному преодолению препятствий, возникающих на пути к получению желаемого результата. Основным видом деятельности человека является его физический и умственный труд. Физический труд направлен на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни общества и каждого из его членов. Умственный труд направлен на изучение действительности, на создание научных теорий, литературных, художественных и других духовных ценностей.

Физическое и умственное развитие человека находятся в постоянной корреляции, что особенно важно в понимании сущности и направленности развития педагогики физической культуры и спорта.

Деятельность человека – необходимое условие его развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова и других ученых показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Рассматривая деятельность как один из факторов развития личности, следует отметить то обстоятельство, что ее роль несколько отличается от роли фактора среды. Если среда создает образ мира и образ жизни, окружая человека «материалом» для развития, служит скорее предпосылкой его социального роста, то деятельность – сущность развития личности, субстанция процесса использования факторов среды для развития личностных качеств человека, его материальный путь (идя, учатся ходить и т.д.).

Любое развитие человека - нравственное, эстетическое, политическое, трудовое, физическое – это всегда новообразование в личностной структуре, которое родились в процессе деятельности, целенаправленной активности личности.

Деятельность – активная форма отношения субъекта к объекту:

-   в познавательной деятельности постигается, открывается, изучается истина;

-   в трудовой - создаются, сохраняются, совершенствуются материальные ценности;

-   в художественной – воспринимается, интерпретируется, созидается, воссоздается, транслируется художественный образ;

-   в общественной – декларируются, пропагандируются, распространяются социально-ценностные идеи.

Если объектом деятельности выступает другой субъект, то данную деятельность называют общением, а форму ее выстраивания – поведением.

Будет полезно почитать по теме: