Предмет педагогики и основные категории

Свое название педагогика получила от греческих слов “пайдос” – дитя и “аго” – вести. В дословном переводе “пайдагогос” означает "детоводитель". Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства "вести ребенка по жизни", т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. В процессе развития теория постепенно сделала необходимые обобщения, проанализировала наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее определение современной педагогики следующее: это наука о формировании личности человека. Понятие "формирование личности" здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей, об управлении их развития в соответствии с потребностями общества педагогики. Раскрывая предмет педагогики, нельзя не коснуться ее категорий, т. е. понятий, выражающих научные обобщения. К этим категориям относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие.

Педагогика обозначает в основном две области деятельности, направленные на социальное воспроизводство поколений и образование человека: педагогическая наука и педагогическая практика.

Объектом педагогической науки является сфера обучения и воспитания людей, ее предметом – закономерности процессов, происходящих в этой сфере.

Педагогика как наука человековедения – в соответствии со своими объектом и предметом непосредственного исследования, какими являются - обучение, воспитание и развитие, занимается изучением также и сопредельных с ней наук таких, как: антропология и аксиология, физиология и демография, социология и юриспруденция, общая, возрастная и социальная психология, а также изучением других наук, занимающихся проблемами социального становления человека.

Объектом педагогической практики является реальное взаимодействие участников педагогического процесса, а предметом – способы взаимодействия, обусловленные его целями и содержанием. В основе педагогической практики лежат процессы управления и организации деятельности, отношений и общения людей, их самоорганизации в группах и коллективах, рефлексии и самовоспитания каждого человека.

Закономерности педагогической науки и педагогической практики взаимосвязаны, опираются друг на друга, проверяются опытом, но в принципе они различны: первые связаны с изучением педагогических процессов, вторые – с их технологией. Те и другие действительно служат совершенствованию своего предмета, только когда предстают во взаимодополнении, т.е. в единстве идеи и ее осуществлении. В этом смысле нет ничего практичнее хорошей теории, как нет ничего научнее хорошего опыта.

Предмет педагогической науки определяется ее категориями, т.е. присущими, прежде всего данной отрасли знаний основными понятиями, которыми она располагает. Среди них – образование, воспитание, обучение, развитие, саморазвитие людей всех возрастов. Сформулируем их определения:

Педагогика – это наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс.

Образование – созидание человека; зафиксированное достижение уровня культуры, общих или профессиональных знаний, достигнутых в процессе обучения (начальное, среднее, высшее); деятельность, направленная на усвоение этих достижений.

Воспитание – целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности.

Обучение – побуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения, применения на практике.

Учение – действия того, кто осуществляет обучение; удовлетворение учащимися своих познавательных потребностей в процессе обучения.

Развитие – изменения во внутреннем мире человека в результате внешних воздействий и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата.

Саморазвитие – собственная активность человека по изменению себя; в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, личностного потенциала, в реализации веры в возможности самовоспитания в процессе естественного физиологического, физического, психического, социального развития.

Явления, обозначаемые категориями, тесно связанные, но в сложном, но едином процессе формирования социальности человека. Недостаточность любого из них разрушает целостность и снижает эффективность всего процесса.

Педагогика относится к системе человекознания, и в этой системе тесно связана с философией, социологией, культурологией, психологией, биологическими науками (гигиеной, анатомией, физиологией), медициной и другими отраслями человекознания. Сегодня важное значение имеет связь с медициной, в частности, с санологией (учением о противодействии организма болезни) и с валеологией (наукой о здоровье).

Все активнее теоретически и практически развивается педагогическая валеология, предусматривающая, в частности, профилактическую деятельность среди детей и подростков, выбор особых форм и способов взаимодействия педагогов и детей, направленный на укрепление здоровья. Это направление педагогики особенно важно для развития педагогики физической культуры и спорта.

Связь педагогики с другими науками определяется объектами связи (понятия-термины, закономерности, концепции, предметы, объекты, процессы; критерии, методы) и типами связи (взаимовлияние, взаимодействие, взаимопроникновение, междисциплинарная и межнаучная интеграция).

Основная цель педагогической науки состоит в открытии объективных закономерностей обучения и воспитания, в сознательном и целенаправленном применении познанных законов на практике. В соответствии с этой целью педагогика выполняет три основные функции: общетеоретическую, практическую, прогностическую.

Будет полезно почитать по теме: