Педагогика как искусство

Цель, средства и результаты педагогической науки и практики, охватывая вниманием и внутренний мир, и внешние обстоятельства жизнедеятельности человека, создают, наряду, разумеется, с другими социальными факторами, теоретико-технологические предпосылки и практические условия успешного процесса образования Человека.

На протяжении столетий педагоги – теоретики и практики – ведут спор о том, является педагогика наукой или искусством. Для рассмотрения педагогики и как науки, и как искусства особенно важны идеи русских педагогов XVIII–XX вв. Так, Н.И. Новиков подчеркивал, что педагогика «...есть особенная тонкая наука, предполагающая в себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка».

К.Д. Ушинский рассматривал педагогику «в обширном смысле как собрание наук, направ-ленных к одной цели», и педагогику «в тесном смысле» как теорию искусства, «выведенную из этих наук». «Искусство воспитания, – писал он, – имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и уменье, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания...» (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1974. Т. 1. С. 229, 231.)

П.Ф. Каптерев: «...противопоставлять науку и искусство нельзя... И наука, и искусство создают нечто новое, не существовавшее до сих пор, и потому равно суть деятельности творческие; и та, и другое нуждаются в деятельном участии органов внешних чувств для собирания наблюдений, обработки их и проверки, для художественного выражения известной идеи в определенной материальной форме; ни наука, ни искусство никогда не занимаются одним явлением ради него самого, их предмет постоянно общее».

Однозначно решает этот вопрос А.С. Макаренко: «У каждого педагога необходимо формировать педагогическое мастерство, в основе которого – глубокие теоретические знания, равнозначно важно и творческое усвоение лучших образцов воспитательной деятельности.

Эмоциональны и поэтичны рассуждения по этому поводу нашего современника Ш.А. Амонашвили. «Звездным небом» называет он науку педагогику, классиков педагогической мысли. «Открывая для себя это звездное небо», находя там «свое вдохновение, источники творчества и самопознания», «общаясь непосредственно с педагогическим Олимпом и творчески развивая на практике идеи, почерпнутые оттуда, учитель сократит свой путь к педагогическому мастерству и, может быть, сам начнет раздвигать границы идей педагогического Олимпа». (Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1995. С.43.)

Сегодня мы убеждаемся в том, что необходимо глубокое взаимодействие науки и искусства не только в области педагогики, но и во всех сферах подготовки специалистов. Недаром широкое распространение получила формула «know-how» (знать как) как основное требование к каждому специалисту.

Педагогическое искусство следует рассматривать как высокий уровень педагогического мастерства, т. е. педагогических умений, основанных на педагогических убеждениях. Априори ясно, что базисом педагогического искусства являются знания. Владение способами применять эти знания на практике – равнозначная составляющая педагогического искусства. Главным условием реализации педагогического искусства является общение. Немаловажную роль играет педагогическая техника (форма организации поведения учителя). Таким образом, педагогическое искусство = знания + умения + техника при грамотно организованном общении, соединенном с профессиональной увлеченностью, убежденностью, верой и педагогической импровизацией.

Импровизация – продукт единства интуитивного и логического с изначальной опорой на инсайт. Поэтому педагогическую импровизацию определяют как компонент педагогической деятельности, осуществляющийся сиюминутно, без предварительной подготовки.

Будет полезно почитать по теме: