Особенности обучения студентов физической культуре

Содержание, характер, условия обучения и подготовки студентов к профессиональной деятельности имеют свои особенности, что определяет специальную направленность их физического обучения и воспитания. Под специальной направленностью подготовки студентов к профессиональной деятельности понимается подбор и применение таких средств, методов и форм физического обучения и воспитания, которые в наилучшей степени обеспечивают решение как общих, так и частных задач профессиональной адаптации.

 В современных условиях вопросы специальной направленности физического обучения и воспитания приобретают большое теоретическое и практическое значение.

Практика и результаты научных исследований показывают, что факторами, определяющими специальную направленность физического обучения и воспитания студентов, являются:

-   условия, в которых протекает образовательный процесс;

-   характер и величина физических нагрузок и нервно-психических напряжений, испытываемых во время учебы;

-   качество обучения в вузе и его влияние на физическое и психическое состояние студентов;

-   особенности комплектования учебных групп;

-   некоторые частные особенности (степень желания получить знания, умения и навыки; неудобства, связанные с удаленностью и рассредоточенностью учебно-спортивной базы, и др.).

Ежедневно студенты большую часть дня проводят на занятиях в аудиториях в условиях малой подвижности, влажности или сухости, засоренности воздуха, скученности, длительной напряженности.

Количество раздражителей, характер нагрузок, существенно влияющих на организм, могут меняться под воздействием комплекса специфических факторов. Для того чтобы их нейтрализовать, необходимо развивать физическую культуру обучаемых. Например, если появляется утомляемость, усталость, нервно-психическое напряжение, выполняются такие упражнения, которые компенсируют недостаточную двигательную активность, снимают отрицательные эмоции, быстро восстанавливают работоспособность и повышают настроение.

Одна из важных задач преподавателей кафедры физического воспитания – воплощение в жизнь индивидуального подхода – заинтересовать каждого обучаемого в выполнении физических упражнений. При этом многое зависит от квалификации и опыта преподавателя, материально-технической и учебно-спортивной базы, санитарно-гигиенических условий, оснащенности мест занятий инвентарем и оборудованием.

Коллектив учебной группы составляет, как правило, одна возрастная категория. В ходе обучения учитываются специфические особенности каждого, отрабатываются различные упражнения, приемы и действия, которые могут выполняться даже без спортивного инвентаря и оборудования. Чем выше уровень подготовленности студентов, тем разнообразнее и сложнее средства и методы физической культуры.

Факторы, определяющие специальную направленность обучения, тесно взаимосвязаны с содержанием и характером учебно-воспитательного процесса и между собой. Важнейшая обязанность каждого преподавателя – всесторонне анализировать и учитывать их в физическом воспитании студентов.

Специальными задачами, решаемыми средствами и методами физической культуры, являются:

-   формирование способности к перенесению статических напряжений при малоподвижном и монотонном труде в учебных аудиториях;

-   развитие и совершенствование выносливости, быстроты и точности ответных реакций, и действий, ориентировки в пространстве и времени;

-   поддержание оптимального веса тела;

-   повышение устойчивости организма к перегреванию, охлаждению, перепадам температур;

-   развитие смелости и решительности, выдержки и самообладания, инициативы и находчивости, целеустремленности и эмоциональной устойчивости;

-   восстановление функциональных нарушений нервной и сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, зрительного утомления, осанки и др.

Специальные задачи решаются за счет включения в программу обучения всех разделов физической культуры, установления оптимального соотношения учебного времени, отводимого на занятия по отдельным темам.

Специальная направленность – характерная черта физического обучения и воспитания, позволяющая оптимально использовать все имеющиеся средства и методы для повышения работоспособности, а, следовательно, успеваемости студентов. Поэтому для успешной профессиональной деятельности преподавателю необходимо учитывать основные факторы, определяющие специальную направленность учебно-воспитательного процесса; их влияние на физическое и психологическое состояние обучаемых; использовать наиболее эффективные средства и методы физического обучения и воспитания.

Решение общих и частных задач требует творческого подхода в работе со студентами.

Таким образом, научные исследования и практика показывают, что физическая культура и спорт занимают важное место в жизни студентов, являются составной частью их обучения и воспитания, способствуют эффективному усвоению образовательной программы, успешному овладению профессией, а в целом – формированию гармонично развитой личности.

Будет полезно почитать по теме: