Особенности обучения студентов физической культуре. Содержание, характер, условия обучения


Содержание, характер, условия обучения и подготовки студентов к профессиональной деятельности имеют свои особенности, что определяет специальную направленность их физического обучения и воспитания. Под специальной направленностью понимается подбор и применение таких средств, методов и форм, которые наилучшим образом обеспечивают решение как общих, так и частных задач. В современных условиях вопросы специальной направленности физического обучения и воспитания приобретают большое теоретическое и практическое значение.

Практика и результаты научных исследований показывают, что факторами, определяющими специальную направленность физического обучения и воспитания студентов, являются:

-   условия, в которых протекает образовательный процесс;

-   характер и величина физических и нервно-психических нагрузок, испытываемых во время учебы;

-   качество обучения в вузе и его влияние на физическое и психическое состояние студентов;

-   особенности комплектования учебных групп;

-   некоторые частные особенности (степень желания получить знания, умения и навыки; неудобства, связанные с удаленностью и рассредоточенностью учебно-спортивной базы, и др.).

Одна из важных задач преподавателей физического воспитания – воплощение в жизнь индивидуального подхода – заинтересовать каждого обучаемого в выполнении физических упражнений. При этом многое зависит от квалификации и опыта преподавателя, материально-технической и учебно-спортивной базы, санитарно-гигиенических условий, оснащенности мест занятий инвентарем и оборудованием.

Коллектив учебной группы составляет, как правило, одна возрастная категория. В ходе обучения учитываются специфические особенности каждого, отрабатываются различные упражнения, приемы и действия, которые могут выполняться даже без спортивного инвентаря и оборудования. Чем выше уровень подготовленности студентов, тем разнообразнее и сложнее средства и методы физической культуры.

Факторы, определяющие специальную направленность обучения, тесно взаимосвязаны
с содержанием и характером учебно-воспитательного процесса и между собой. Важнейшая обязанность каждого преподавателя – всесторонне анализировать и учитывать их в физическом воспитании студентов.

Специальными задачами, решаемыми средствами и методами физической культуры, являются:

-   формирование способности к перенесению статических напряжений при малоподвижном и монотонном труде в учебных аудиториях;

-   развитие и совершенствование выносливости, быстроты и точности ответных реакций,
и действий, ориентировки в пространстве и времени;

-   поддержание оптимального веса тела;

-   повышение устойчивости организма к перегреванию, охлаждению, перепадам температур;

-   развитие смелости и решительности, выдержки и самообладания, инициативы и находчивости, целеустремленности и эмоциональной устойчивости;

-   восстановление функциональных нарушений нервной и сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, зрительного утомления, осанки и др.

Специальные задачи решаются за счет включения в программу обучения всех разделов физической культуры, установления оптимального соотношения учебного времени, отводимого на занятия по отдельным темам.

Чтобы последовательно развивать у обучаемых психологические качества и прикладные навыки, необходимо использовать разнообразные и специфические методики проведения учебных занятий, которые реализуются при проведении утренней физической зарядки, тренировок в секциях по различным видам спорта, на соревнованиях, в перерывах между занятиями в течение учебного дня. В содержание занятий, спортивных тренировок и соревнований включаются некоторые профессиональные приемы и действия.

В системе проверки и оценки имеются широкие возможности для отражения специальных задач физической культуры. На зачеты выносятся специальные упражнения и нормативы, установленные по годам обучения и способствующие объективной оценке физической подготовленности студентов.

Специальная направленность – характерная черта физического обучения и воспитания, позволяющая оптимально использовать все имеющиеся средства и методы для повышения работоспособности, а следовательно, успеваемости студентов. Поэтому для успешной профессиональной деятельности преподавателю необходимо учитывать основные факторы, определяющие специальную направленность учебно-воспитательного процесса; их влияние на физическое и психологическое состояние обучаемых; использовать наиболее эффективные средства и методы физического обучения и воспитания.

Решение общих и частных задач требует творческого подхода в работе со студентами.

Таким образом, научные исследования и практика показывают, что физическая культура и спорт занимают важное место в жизни студентов, являются составной частью их обучения и воспитания, способствуют эффективному усвоению образовательной программы, успешному овладению профессией, а в целом – формированию гармонично развитой личности.

В настоящее время в образовательных учреждениях сложилась система физкультурного образования, включающая общие и специальные требования к проведению и организации физкультурного образования.

Будет полезно почитать по теме: